Исторические хроники » Завоевание Сибири » Завоевание Сибири. Поход Ермака и его историческое значение

Завоевание Сибири. Поход Ермака и его историческое значение
Страница 3

Строгановы, используя данное им правительством право, сформировали наемный отряд, командование ко­торым взял на себя атаман Ермак Тимофеевич. Сведе­ния о том, кто был Ермак по происхождению, скудны и противоречивы. Одни источники называют его дон­ским казаком, пришедшим со своим отрядом в Приуралье с Волги. Другие коренным жителем Приуралья, посадским человеком Василием Тимофеевичем Олениным. Третьи считают его уроженцем северных волостей Вологодского уезда. Все эти сведения, в ос­нове которых лежит устная народная традиция, отрази­ли стремление жителей различных русских земель счи­тать Ермак народного героя своим земляком. До­стоверным является лишь тот факт, что Ермак до свое­го похода за Урал в течение 20 лет служил в казачьих станицах в «диком поле», охраняя рубежи России.

1 сентября 1581 г.31 дружина Ермака в составе 540 волжских казаков выступила в поход и, поднявшись по р. Чусовой и перевалив Уральский хребет, начала свое продвижение на восток. Плыли на легких стругах по сибирским рекам Тагилу, Туре, Тоболу в направлении столицы Сибирского ханства Кашлыка. Сибирские лето­писи отмечают несколько крупных сражений с отряда­ми Кучума, которые приняла дружина Ермака на пути следования. Среди них сражение на берегу Тобола у юрт Бабасана (в 30 верстах ниже устья Тавды), где задержать дружину пытался один из опытных воена­чальников Кучума Маметкул. Недалеко от устья Тав­ды дружине пришлось сражаться с отрядами мурзы Карачи.

Укрепившись в городке Карачи, Ермак направил группу казаков во главе с Иваном Кольцо к Строгано­вым за боеприпасами, продовольствием и служилыми людьми. Зимой на нартах и лыжах казаки добрались до вотчин Максима Строганова, а летом. 1582 г. верну­лись назад с подкреплением в 300 служилых людей. В сентябре этого года пополненная дружина Ермака дви­нулась в глубь Сибири. Дойдя до впадения Тобола в Иртыш, отряд начал подниматься вверх по Иртышу.

Решающее сражение произошло в 20-х числах ок­тября на подступах к столице у так называемого Чу­вашского мыса. Кучум надеялся остановить казаков, устроив на мысу засеку из поваленных деревьев, кото­рая должна была защитить его воинов от русских пуль. Источники сообщают также, что на мысу были уста­новлены 1 или 2 пушки, привезенные в Кашлык из Ка­занского ханства (до занятия его русскими).

Но многолетние войны с татарами и турками, зака­лившие казаков, научили их разгадывать тактику про­тивника и использовать в полной мере преимущества своего вооружения. В этом сражении Маметкул был ранен и едва избежал плена. Слуги успели переправить его на другую сторону Иртыша. В войске Кучума на­чалась паника. По преданию, вассальные хантыйские и мансийские князьки после первых же залпов покину­ли позиции и тем облегчили казакам победу.

Кучум наблюдал за боем с горы. Едва русские на­чали одолевать, он с семьей и мурзами, захватив наи­более ценное имущество и скот, бежал в степь, бросив свою ставку на произвол судьбы.

Местные племена, покоренные Кучумом, отнеслись к казакам весьма миролюбиво. Князьки и мурзы по­спешили явиться к Ермаку с дарами и заявили о жела­нии принять русское подданство. В Кашлыке казаки на­шли богатую добычу, особенно меха, собранные в хан­скую казну за много лет. Ермак, следуя законам воль­ных казаков, велел разделить добычу поровну между всеми.

В декабре 1582 г. Ермак отправил на Русь гонцов во главе с Иваном Кольцо с донесением о взятии Сибир­ского ханства. Сам же, расположившись на зимовку в Кашлыке, продолжал отражать набеги отрядов Кучу­ма. Весной 1583 г. была разгромлена ставка Маметку-ла на берегу Вагая. Сам Маметкул был взят в плен. Это заметно ослабило силы Кучума. К тому же с юга, из Бухары, вернулся потомок тайбугинов, сын Бекбула-та Сепдяк (Сеид-хан), которому в свое время удалось избежать расправы, и начал угрожать Кучуму. Пред­чувствуя новые усобицы, знать стала спешно покидать ханекий двор. От Кучума «отъехал» даже один из самых верных его приближенных мурза Карами. Захватив ко­чевья по р. Оми, он вступил в единоборство с Ермаком, добиваясь возвращения улуса под Кашлыком.

Страницы: 1 2 3 4 5

Культура микенской Греции
На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Религиозные воззрения ахейцев сложились под сильным влиянием критской цивилизации. Главным божеством, судя по всему, как и на Крите, была богиня – "владычица". Впрочем, в религии микенской эпохи ест ...

Крестьянский вопрос во взглядах западников
Крестьянская проблема волновала в XIX веке не только славянофилов, но и западников. По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к самодержавно-бюрократи ...

Внешняя политика
После распада Советского Союза для Российской Федерации возникла принципиально новая ситуация во внешней политике. Дело в том, что на территории одного государства образовалось 15 новых независимых стран. Внешняя политика Ельцина имела целью признание России как суверенного государства и была направлена с одной стороны на налаживание от ...