Исторические хроники » Македонские земли в 1878-1914 гг. » Македонский вопрос в последней четверти XIX в.

Македонский вопрос в последней четверти XIX в.
Страница 2

Содержание школ, председателей общин и митрополитов, а также их наместников составляли основные статьи расходов Экзархата, который получал средства из государственного бюджета Болгарии. На пример, из насчитывающихся в 1902 г. 332 школ Салоникского вилайета 105 находились на содержании Экзархата, 136 – на содержании Экзархата и общин, 89 – только общин. Благодаря усилиям Экзархата ему удалось добиться значительного расширения подчиненных ему школ в Македонии и во Фракии: от 111 в 1883 г. до 878 в 1902 г.

Экзархату приходилось выдерживать конкуренцию, прежде всего, со стороны греческих школ, численность которых в Македонии в 1886 г. составила 846. Это заставляло прилагать усилия по улучшению качества образования. Однако проблема комплектования педагогического состава являлась весьма острой. Согласно статистики Экзархата за 1906 г., из 1228 учителей сельских школ 551, т.е. 46%, имели или только начальное, или не более 4-х классов средней школы. Не обладая в Македонии никакими перспективами, получившие образование эмигрировали в соседние балканские страны. В 1908 г. Иосиф I вынужден был обратиться к министру иностранных дел и исповеданий Болгарии с просьбой не принимать на работу учителей из Македонии и Фракии, если только они не скомпрометированы перед турецкими властями.

Несмотря на прилагавшиеся усилия, Болгарскому экзархату, по утверждению Иосифа I, удалось основательно закрепиться только в Монастирском (Битольском) вилайете. На юге Македонии были сильны позиции Греции, а на севере постепенно возрастало влияние Сербии.

Сербия включилась в борьбу за установление своего влияния в Македонии с начала 80-х гг. XIX в. В июне 1881 г. между Австро-Венгрией и Сербией был заключен союзный договор, ст. 7 которого оговаривалось, что Австро-Венгрия не будет препятствовать территориальному расширению Сербии в южном направлении. В 1886 г. возникло общество “Св. Савы”, которое занималось изданием и распространением учебников, обучением находившихся на заработках в Сербии выходцев из Македонии и т.д. В Константинополе по инициативе сербского посла в Константинополе Ст. Новаковича было образовано общество “Сербо-македонцы”. В 1890 г. координационной работой по открытию сербских школ в Македонии, их содержанию, распространению литературы и т.д. занялись консулы в Ускюбе (Скопье), Монастире (Битоле) и Сересе. В своей деятельности сербская сторона опиралась, в частности, на Константинопольскую патриархию. В 1902 г. в Ускюбскую (Скопскую) епархию был назначен сербский митрополит Фирмилиан. С точки зрения Иосифа I, это являлось ударом по болгарским позициям в Северной Македонии.

Обосновывая основательность своих претензий на Македонию, стороны ссылались на “историческое право”, а также на этнический состав ее населения, который трактовался ими в соответствии с собственными интересами. Согласно считавшимся в Болгарии наиболее достоверными данными, в 1900 г. в Македонии проживало 2258224 человек: 1181336 – болгар, 228702 – греков, 700 – сербов, 80766 – валахов (влахов), 128711 – албанцев, 499204 – турок, 67840 – евреев и т.д. Официальной сербской статистикой в Македонии насчитывалось 2048320 – сербов, 57600 – болгар, 201140 – греков, 165620 – албанцев, 231400 – турок, 69665 – влахов, 64645 – евреев и т.д. Греческая сторона исходила из того, что в Македонии (без Косовского вилайета) проживало 1724818 человек: из них 652795 – греков, 332162 – болгар, 634017 – турок, 25101 – влахов, 53147 – евреев.

Объективно деятельность Болгарии, Греции и Сербии по расширению численности своих школ в Македонии, модернизации образования и т.п. способствовала созданию слоя интеллигенции в Македонии, главным образом, учительства. Именно последнее стало силой, инициировавшей борьбу за освобождение Македонии, с которой оно связывало также возможность изменения своего социального статуса.

Страницы: 1 2 

Личное мнение:
О Генри Форде у меня сложилось противоречивое мнение. Да, с одной стороны, это великий человек. Многими его поступками я восхищаюсь. Он смог из обычного мальчишки, сына фермера, стать не просто мультимиллионером, но и уважаемым человеком. Причём всего этого он добился без высшего образования, лишь с помощью своей целеустремленности. Пус ...

Правление Марии Терезии (1740—1780).
В 1740 г. императрицей стала Мария Терезия, права которой на престолы в Венгерском и Триедином королевстве гарантировались «Прагматической санкцией». Чтобы укрепить свою власть в таких отдаленных землях, как Хорватия, она объявила в 1741 г. о воссоединении Банской Хорватии и Славонии, находившихся с момента освобождения от турок под вла ...

Установление фашистской диктатуры.
Крупные предприниматели, многочисленные мелкие собственники, крестьяне были крайне озабочены разви­тием левого движения, которое ставило своей целью, прежде всего, пересмотреть отношение к собственности. Правительства Италии не смогли найти эффективные средства для защиты интересов частной собственности. Сбои взоры, надежды они обращали ...