Исторические хроники » Македонские земли в 1878-1914 гг. » Македонский вопрос в последней четверти XIX в.

Македонский вопрос в последней четверти XIX в.
Страница 2

Содержание школ, председателей общин и митрополитов, а также их наместников составляли основные статьи расходов Экзархата, который получал средства из государственного бюджета Болгарии. На пример, из насчитывающихся в 1902 г. 332 школ Салоникского вилайета 105 находились на содержании Экзархата, 136 – на содержании Экзархата и общин, 89 – только общин. Благодаря усилиям Экзархата ему удалось добиться значительного расширения подчиненных ему школ в Македонии и во Фракии: от 111 в 1883 г. до 878 в 1902 г.

Экзархату приходилось выдерживать конкуренцию, прежде всего, со стороны греческих школ, численность которых в Македонии в 1886 г. составила 846. Это заставляло прилагать усилия по улучшению качества образования. Однако проблема комплектования педагогического состава являлась весьма острой. Согласно статистики Экзархата за 1906 г., из 1228 учителей сельских школ 551, т.е. 46%, имели или только начальное, или не более 4-х классов средней школы. Не обладая в Македонии никакими перспективами, получившие образование эмигрировали в соседние балканские страны. В 1908 г. Иосиф I вынужден был обратиться к министру иностранных дел и исповеданий Болгарии с просьбой не принимать на работу учителей из Македонии и Фракии, если только они не скомпрометированы перед турецкими властями.

Несмотря на прилагавшиеся усилия, Болгарскому экзархату, по утверждению Иосифа I, удалось основательно закрепиться только в Монастирском (Битольском) вилайете. На юге Македонии были сильны позиции Греции, а на севере постепенно возрастало влияние Сербии.

Сербия включилась в борьбу за установление своего влияния в Македонии с начала 80-х гг. XIX в. В июне 1881 г. между Австро-Венгрией и Сербией был заключен союзный договор, ст. 7 которого оговаривалось, что Австро-Венгрия не будет препятствовать территориальному расширению Сербии в южном направлении. В 1886 г. возникло общество “Св. Савы”, которое занималось изданием и распространением учебников, обучением находившихся на заработках в Сербии выходцев из Македонии и т.д. В Константинополе по инициативе сербского посла в Константинополе Ст. Новаковича было образовано общество “Сербо-македонцы”. В 1890 г. координационной работой по открытию сербских школ в Македонии, их содержанию, распространению литературы и т.д. занялись консулы в Ускюбе (Скопье), Монастире (Битоле) и Сересе. В своей деятельности сербская сторона опиралась, в частности, на Константинопольскую патриархию. В 1902 г. в Ускюбскую (Скопскую) епархию был назначен сербский митрополит Фирмилиан. С точки зрения Иосифа I, это являлось ударом по болгарским позициям в Северной Македонии.

Обосновывая основательность своих претензий на Македонию, стороны ссылались на “историческое право”, а также на этнический состав ее населения, который трактовался ими в соответствии с собственными интересами. Согласно считавшимся в Болгарии наиболее достоверными данными, в 1900 г. в Македонии проживало 2258224 человек: 1181336 – болгар, 228702 – греков, 700 – сербов, 80766 – валахов (влахов), 128711 – албанцев, 499204 – турок, 67840 – евреев и т.д. Официальной сербской статистикой в Македонии насчитывалось 2048320 – сербов, 57600 – болгар, 201140 – греков, 165620 – албанцев, 231400 – турок, 69665 – влахов, 64645 – евреев и т.д. Греческая сторона исходила из того, что в Македонии (без Косовского вилайета) проживало 1724818 человек: из них 652795 – греков, 332162 – болгар, 634017 – турок, 25101 – влахов, 53147 – евреев.

Объективно деятельность Болгарии, Греции и Сербии по расширению численности своих школ в Македонии, модернизации образования и т.п. способствовала созданию слоя интеллигенции в Македонии, главным образом, учительства. Именно последнее стало силой, инициировавшей борьбу за освобождение Македонии, с которой оно связывало также возможность изменения своего социального статуса.

Страницы: 1 2 

Процесс борьбы за образование государства Югославия в годы Первой мировой войны
В Австро-Венгрии стада назревать непосредственная революционная ситуация. Для правящих кругов самым страшным было то, что начала разваливаться опора монархи — армия. В октябре 1918 r, из неё дезертировало около 250 тыс. солдат. В ряде воинских соединений вспыхнули восстания. 14—15 сентября войска Антанты прорвали Салоникский фронт. Всл ...

Наследие Александра Македонского
Александр не смог обеспечить создание единого народа «персоэллинов», о котором мечтал, ни даже обеспечить целостности созданного им государства. Но он содействовал созданию новых, более гибких политических форм на Ближнем Востоке. Первым важным шагом Александра, способствовавшим упрочению центрального правительства, было разделение влас ...

Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского
Сперанский недаром снискал славу "золотого пера". Наряду с выполнением многочисленных обязанностей по службе он подготовил ряд проектов и записок. Записки Сперанского были предназначены для узкого круга читателей, прежде всего для царя. Широкой публики они стали известны много позже смерти реформатора, сначала только в цитатах ...