Исторические хроники » Рабовладельческий строй, его суть и экономические основы » Древняя Греция и Римская республика, как выразители экономической сути рабовладельческого строя

Древняя Греция и Римская республика, как выразители экономической сути рабовладельческого строя
Страница 4

В VIII —VI вв. до н.э. родоплеменной строй стал разлагаться, складывались соседские общины, усилилось социальное расслоение. Огромное значение для разрушения родового строя имели реформы царя Сервия Туллия (579 — 535 гг. до н.э.), который стремился найти опору вне родовой аристократии. Вся римская территория была раз делена на 21 трибу (округ) — 4 городских и 17 сельских.

Как и Солон в Афинах, Сервий Туллий ввел цензовый принцип деления мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов. На основе имущественного ценза комплектовалось войско. Можно говорить о том, что эти реформы создали новое государственное устройство.

Для социально-экономической жизни Италии VI —III вв. до н.э. характерно преимущественное развитие сельского хозяйства. В наиболее развитых областях (Этрурия, Капания, Апулия) выращивали пшеницу, ячмень, просо, бобы; в менее развитых и гористых районах — полбу, ячмень, бобы, репу. Население занималось виноградарством, разведением олив, скотоводством.

Земля принадлежала либо знатным патрицианским родам, либо плебеям, но часть ее (агер публикус) была собственностью города-государства, считалась общей, ее можно было занимать, внося в казну арендную плату. Сначала плебеи не имели такого права, что обусловило их длительную, в течение VI —III вв. до н.э., борьбу за допуск к агер публикус, за снижение ссудного процента, за политическое равноправие, а также против долгового рабства. Чтобы ослабить борьбу за землю, Рим стал основывать на завоеванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. В V в. до н.э. было основано 10, в IV в. — 15 колоний.

В V в. плебеи добились частичного удовлетворения своих требований. "Законы XII таблиц" закрепили частную собственность, рабство, уменьшили ссудный процент до 8 % в год, вместе с тем браки между патрициями и плебеями были запрещены. В IV в. до н.э. плебс завоевал еще ряд побед. В 367 г. закон Лициния и Секстия запретил владеть более чем 500 югерами земли (югер = 0,25 га). Можно полагать, что речь шла о допуске плебеев к агер публикус, но в реальной жизни такой возможностью пользовалась лишь плебейская верхушка. В 326 г. по закону Петелия была отменена долговая кабала для римских граждан и членов их семей. В рабов можно было обращать преимущественно военнопленных. А к концу III в. до н.э. плебеи добились и политического равноправия с патрициями. В результате побед плебса Рим к началу III в. превратился в гражданскую общину — цивитас, аналогичную греческому полису/3, с.145/.

Особо следует остановиться на развитии рабовладельческих отношений в Древнем Риме. В историографии существуют различные взгляды на эту проблему. Одна группа исследователей полагает, что рабство существовало лишь эпизодически, было слабо развито и играло небольшую роль в жизни античных обществ. Другая, хотя и считает рабство весьма значительным фактором экономической жизни, все же далека от признания рабовладельческих отношений как определяющих сущность античного общества. Марксистская историография выделяет целую рабовладельческую общественно-экономическую формацию. С учетом такого разброса мнений небезынтересно проследить эволюцию римского рабства/3, с.136/:

Применительно к периоду IV — III вв. до н.э. можно говорить о патриархальном рабстве, эксплуатация раба еще не достигла крайних пределов. Институт рабства зафиксирован "Законами XII таблиц". В документах IV в. до н.э. рабы упоминаются чаще. Судя по тому, что в 357 г. до н.э. был введен налог на отпуск рабов на волю, их число было значительным, хотя подсчитать его не представляется возможным. Рабовладельческие отношения были еще далеки от привычных стереотипов. Раб мог выступать в делах в качестве поручителя, выполнять жреческие функции, пользоваться защитой плебейских трибунов в случае особой жестокости господ. Грань между свободой и рабством не была резкой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Имамат - государство Шамиля
Образование имамата. Высшим достижением горцев в ходе национально-освободительного и антифеодального движения было создание своей государственности. Произошло это благодаря тому, что в Дагестане и в Чечне имелись для этого объективные и субъективные предпосылки. Идейно-организационное оформление рассматриваемого движения прошло несколь ...

Кремль в ХVIII-ХIX веках
Средневековый ансамбль Кремля, достигший к концу ХVII в. наивысшего художественного расцвета, в ХVIII и последующих веках переживает процесс изменений, в основе которых лежало новое эстетическое мировоззрение, а также иные потребности быта и комфорта. Стиль классицизма постепенно становится господствующим. Улицы Кремля из узких и кривых ...

Второе земское ополчение К. Минина И Д. Пожарского
Организатором второго ополчения стал «земский староста» Кузьма Минин, обратившийся с призывом к нижегородцам: «Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших. Не то что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим!» Тогда же с одобрения нижегородцев был составлен приговор о сборе ...