Исторические хроники » Рабовладельческий строй, его суть и экономические основы » Древняя Греция и Римская республика, как выразители экономической сути рабовладельческого строя

Древняя Греция и Римская республика, как выразители экономической сути рабовладельческого строя
Страница 4

В VIII —VI вв. до н.э. родоплеменной строй стал разлагаться, складывались соседские общины, усилилось социальное расслоение. Огромное значение для разрушения родового строя имели реформы царя Сервия Туллия (579 — 535 гг. до н.э.), который стремился найти опору вне родовой аристократии. Вся римская территория была раз делена на 21 трибу (округ) — 4 городских и 17 сельских.

Как и Солон в Афинах, Сервий Туллий ввел цензовый принцип деления мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов. На основе имущественного ценза комплектовалось войско. Можно говорить о том, что эти реформы создали новое государственное устройство.

Для социально-экономической жизни Италии VI —III вв. до н.э. характерно преимущественное развитие сельского хозяйства. В наиболее развитых областях (Этрурия, Капания, Апулия) выращивали пшеницу, ячмень, просо, бобы; в менее развитых и гористых районах — полбу, ячмень, бобы, репу. Население занималось виноградарством, разведением олив, скотоводством.

Земля принадлежала либо знатным патрицианским родам, либо плебеям, но часть ее (агер публикус) была собственностью города-государства, считалась общей, ее можно было занимать, внося в казну арендную плату. Сначала плебеи не имели такого права, что обусловило их длительную, в течение VI —III вв. до н.э., борьбу за допуск к агер публикус, за снижение ссудного процента, за политическое равноправие, а также против долгового рабства. Чтобы ослабить борьбу за землю, Рим стал основывать на завоеванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. В V в. до н.э. было основано 10, в IV в. — 15 колоний.

В V в. плебеи добились частичного удовлетворения своих требований. "Законы XII таблиц" закрепили частную собственность, рабство, уменьшили ссудный процент до 8 % в год, вместе с тем браки между патрициями и плебеями были запрещены. В IV в. до н.э. плебс завоевал еще ряд побед. В 367 г. закон Лициния и Секстия запретил владеть более чем 500 югерами земли (югер = 0,25 га). Можно полагать, что речь шла о допуске плебеев к агер публикус, но в реальной жизни такой возможностью пользовалась лишь плебейская верхушка. В 326 г. по закону Петелия была отменена долговая кабала для римских граждан и членов их семей. В рабов можно было обращать преимущественно военнопленных. А к концу III в. до н.э. плебеи добились и политического равноправия с патрициями. В результате побед плебса Рим к началу III в. превратился в гражданскую общину — цивитас, аналогичную греческому полису/3, с.145/.

Особо следует остановиться на развитии рабовладельческих отношений в Древнем Риме. В историографии существуют различные взгляды на эту проблему. Одна группа исследователей полагает, что рабство существовало лишь эпизодически, было слабо развито и играло небольшую роль в жизни античных обществ. Другая, хотя и считает рабство весьма значительным фактором экономической жизни, все же далека от признания рабовладельческих отношений как определяющих сущность античного общества. Марксистская историография выделяет целую рабовладельческую общественно-экономическую формацию. С учетом такого разброса мнений небезынтересно проследить эволюцию римского рабства/3, с.136/:

Применительно к периоду IV — III вв. до н.э. можно говорить о патриархальном рабстве, эксплуатация раба еще не достигла крайних пределов. Институт рабства зафиксирован "Законами XII таблиц". В документах IV в. до н.э. рабы упоминаются чаще. Судя по тому, что в 357 г. до н.э. был введен налог на отпуск рабов на волю, их число было значительным, хотя подсчитать его не представляется возможным. Рабовладельческие отношения были еще далеки от привычных стереотипов. Раб мог выступать в делах в качестве поручителя, выполнять жреческие функции, пользоваться защитой плебейских трибунов в случае особой жестокости господ. Грань между свободой и рабством не была резкой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Культура России второй половины ХIХ в.. Новое в духовной жизни. Быт и нравы
Освободительные реформы 60-70-х годов направили течение русской духовной жизни в новое русло; углубленные размышления 30-40-х годов сменились эпохой бурной практической деятельности. Важнейшими чертами культуры пореформенной России становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знания в массах. ...

Трагедия Порт-Артура
Еще в Военно-морской академии внимание Николая Кузнецова привлекла трагическая гибель русской эскадры в Порт-Артуре. Он считал, что она могла бы обезопасить себя от внезапного нападения, убрав часть кораблей с внешнего рейда, рассредоточившись и выставив дозоры. Затем, служа командиром крейсера "Червона Украина" на Черноморско ...

Начало правления Романовых. Окончание Смуты
В конкретных исторических условиях начала XVII в. первоочередным был вопрос о восстановлении центральной власти, что означало избрание нового царя. В Москве собрался Земский собор, на котором кроме Боярской думы, высшего духовенства и столичного дворянства было представлено многочисленное провинциальное дворянство, горожане, казаки и да ...