Исторические хроники » Социально-экономическое развитие России » Развитие культуры, образования и науки

Развитие культуры, образования и науки
Страница 1

Два десятилетия правления императрицы Елизаветы Петровны отмечены заметным развитием российской культуры, образования и науки. Государыня, сама малообразованная, заботилась об этом, как и ее правительство. Образованность человека становилась в елизаветинское время необходимым условием его продвижения по лестнице государственной службы, упрочения положения в обществе, при царском дворе. Петровская эпоха как бы вновь возвращалась в Россию.

Правой рукой императрицы в области культурных преобразований был ее фаворит граф И.И. Шувалов, лично много сделавший для развития просвещения и культуры. По указанию Елизаветы Петровны в 1747 принимается новый устав и утверждаются новые штаты Петербургской Академии наук. В первые годы становления Академия пользовалась исключительно трудами немецких ученых. Выходцы из многочисленных германских университетов получали хорошее жалование и имели немало привилегий в стране, которая приглашала иностранцев для создания научного потенциала Российской империи.

По новому регламенту Академия определялась не только как научное, но и как учебное заведение, включающее три относительно самостоятельных учреждения. Это были собственно Академия наук - собрание ученых, университет - собрание преподавателей и учащихся – и подготовительная гимназия.

Петербургская Академия наук состояла из десяти академиков с их адъюнктами (лица занимающие младшую ученую должность в научном учреждении) и помощниками по основным научным направлениям. Все адъюнкты должны были быть из русских. Особые профессора Академии и их ученики студенты входили в штат академического университета. Гимназия готовила воспитанников к поступлению в университет. В ней и в университете могли учиться люди всех сословий, кроме податных людей. [5, с. 127]

Расцвет научной мысли в России и деятельности Академии был связан с именем Михаила Васильевича Ломоносова, вершина творчества которого приходиться на правление Елизаветы Петровны. Это был первый русский ученый- естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и самостоятельного развития русской науки.

Деятельность Ломоносова в Академии наук была весьма разносторонней. Он первым начал читать на русском языке публичные лекции по физике. В 1748 году по настоянию Ломоносова для него была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Ломоносовская теоретическая химия целиком опиралась на достижения физики. Он исследовал атмосферное электричество, в области оптики изобрел «ночезрительную трубу», сделал важные открытия в области астрономии и геофизики – открыл существование атмосферы у планеты Венера.

В течении многих лет ломоносов разрабатывал технологию получения цветного стекла на фабрике, построенной им близ столицы в Усть – Рудицах. Цветные стекла он использовал для создания мозаик. Наиболее известны из них – портрет Петра I и монументальное мозаичное полотно «Полтавская баталия». Мозаичные работы М.В.Ломоносова были высоко оценены Российской Академией художеств, избравшей его в 1763 году своим действительным членом.

Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород, в области истории ломоносов создает «Краткий Российский летописец с родословием» и «Древнюю российскую историю о начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года». Ломоносов выступил подлинным преобразователем и в литературно художественном творчестве.

Потребности страны в образованных людях с университетским образованием к концу правления Елизаветы Петровны заметно возросли. Академический университет в Санкт - Петербурге уже не мог их удовлетворить. Поэтому по инициативе и при непосредственном участии И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет. Он стал более доступным для губернского дворянства и горожан – разночинцев.

Новый университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский. Штат высшего учебного заведения в Москве состоял из 10 профессоров. При университете открыли две гимназии – одну для дворянских детей, другую - для разночинцев. Выходцы из податных сословий не принимались и здесь. Первые годы студентов набирали в основном из дворянских детей, которые могли иметь хорошее домашнее образование.

Страницы: 1 2 3

Личное мнение:
О Генри Форде у меня сложилось противоречивое мнение. Да, с одной стороны, это великий человек. Многими его поступками я восхищаюсь. Он смог из обычного мальчишки, сына фермера, стать не просто мультимиллионером, но и уважаемым человеком. Причём всего этого он добился без высшего образования, лишь с помощью своей целеустремленности. Пус ...

Востановление на службе М.М. Сперанского. Смерть Александра 1
1 октября 1816 г. Сперанский был уже в Пензе. Так произошло его возвращение к власти и государственной деятельности. Приехав в Пензу, Сперанский немедленно занялся наведением порядка в делопроизводстве, страшно запущенном при прежних губернаторах, постарался быстро разрешить годами тянувшиеся тяжбы, развернул активную борьбу со злоупот ...

Земская реформа второй половины XIX века
Требования реформ государственного аппарата, в частности местного управления, судебной системы, полицейских органов, отмены цензуры, были высказаны либеральными слоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После ее проведения правительство убедилось, что новых реформ не избежать, и начало их подготовку. Учреждением о ...