Исторические хроники » Социально-экономическое развитие России » Развитие культуры, образования и науки

Развитие культуры, образования и науки
Страница 1

Два десятилетия правления императрицы Елизаветы Петровны отмечены заметным развитием российской культуры, образования и науки. Государыня, сама малообразованная, заботилась об этом, как и ее правительство. Образованность человека становилась в елизаветинское время необходимым условием его продвижения по лестнице государственной службы, упрочения положения в обществе, при царском дворе. Петровская эпоха как бы вновь возвращалась в Россию.

Правой рукой императрицы в области культурных преобразований был ее фаворит граф И.И. Шувалов, лично много сделавший для развития просвещения и культуры. По указанию Елизаветы Петровны в 1747 принимается новый устав и утверждаются новые штаты Петербургской Академии наук. В первые годы становления Академия пользовалась исключительно трудами немецких ученых. Выходцы из многочисленных германских университетов получали хорошее жалование и имели немало привилегий в стране, которая приглашала иностранцев для создания научного потенциала Российской империи.

По новому регламенту Академия определялась не только как научное, но и как учебное заведение, включающее три относительно самостоятельных учреждения. Это были собственно Академия наук - собрание ученых, университет - собрание преподавателей и учащихся – и подготовительная гимназия.

Петербургская Академия наук состояла из десяти академиков с их адъюнктами (лица занимающие младшую ученую должность в научном учреждении) и помощниками по основным научным направлениям. Все адъюнкты должны были быть из русских. Особые профессора Академии и их ученики студенты входили в штат академического университета. Гимназия готовила воспитанников к поступлению в университет. В ней и в университете могли учиться люди всех сословий, кроме податных людей. [5, с. 127]

Расцвет научной мысли в России и деятельности Академии был связан с именем Михаила Васильевича Ломоносова, вершина творчества которого приходиться на правление Елизаветы Петровны. Это был первый русский ученый- естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и самостоятельного развития русской науки.

Деятельность Ломоносова в Академии наук была весьма разносторонней. Он первым начал читать на русском языке публичные лекции по физике. В 1748 году по настоянию Ломоносова для него была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Ломоносовская теоретическая химия целиком опиралась на достижения физики. Он исследовал атмосферное электричество, в области оптики изобрел «ночезрительную трубу», сделал важные открытия в области астрономии и геофизики – открыл существование атмосферы у планеты Венера.

В течении многих лет ломоносов разрабатывал технологию получения цветного стекла на фабрике, построенной им близ столицы в Усть – Рудицах. Цветные стекла он использовал для создания мозаик. Наиболее известны из них – портрет Петра I и монументальное мозаичное полотно «Полтавская баталия». Мозаичные работы М.В.Ломоносова были высоко оценены Российской Академией художеств, избравшей его в 1763 году своим действительным членом.

Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород, в области истории ломоносов создает «Краткий Российский летописец с родословием» и «Древнюю российскую историю о начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года». Ломоносов выступил подлинным преобразователем и в литературно художественном творчестве.

Потребности страны в образованных людях с университетским образованием к концу правления Елизаветы Петровны заметно возросли. Академический университет в Санкт - Петербурге уже не мог их удовлетворить. Поэтому по инициативе и при непосредственном участии И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет. Он стал более доступным для губернского дворянства и горожан – разночинцев.

Новый университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский. Штат высшего учебного заведения в Москве состоял из 10 профессоров. При университете открыли две гимназии – одну для дворянских детей, другую - для разночинцев. Выходцы из податных сословий не принимались и здесь. Первые годы студентов набирали в основном из дворянских детей, которые могли иметь хорошее домашнее образование.

Страницы: 1 2 3

Россия в начале XIX века. Начало либеральных реформ. Восшествие на престол Александра 1
Российский либерализм как официальный политический курс сформировался в период правления Александра I. «Наблюдая Александра I, - писал А.О. Ключевский,- мы наблюдаем целую эпоху не русской только, но и европейской истории, потому что трудно найти другое исторической лицо, на котором бы встретилось столько разнообразных влияний тогдашней ...

Церковь в средние века. Инквизиция в Римско-Католической церкви
(Inquisitio haereticae pravitatis), или св.И., или св. трибунал (sanctum officium) - учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для означения той отрасли своей деятельности, ...

Начало правления Романовых. Окончание Смуты
В конкретных исторических условиях начала XVII в. первоочередным был вопрос о восстановлении центральной власти, что означало избрание нового царя. В Москве собрался Земский собор, на котором кроме Боярской думы, высшего духовенства и столичного дворянства было представлено многочисленное провинциальное дворянство, горожане, казаки и да ...