Исторические хроники » История московского Кремля » Памятники Кремля конца ХV-ХVII века

Памятники Кремля конца ХV-ХVII века
Страница 2

В начале 1490 г. в Москву из Милана прибыл архитектор Петр Антоний Солари, и ему сразу же поручили строить башню с проездными воротами на месте старой Боровицкой и стену от этой башни до угловой Свибловой.

Вдоль западной стены Кремля протекала речка Неглинка, в устье имевшая топкие болотистые берега. От Боровицкой башни она резко поворачивала на юго-запад уходя довольно далеко от стен. В 1510 г. было решено спрямить ее русло, приблизив его к стене. Был вырыт канал, начинавшийся близ Боровицкой башни с выходом его в Москву-реку у Свибловой. Этот участок крепости в военном отношении оказывался еще более труднодоступным. К Боровицкой башне через Неглинку был переброшен подъемный мост. Подъемный механизм моста помещался во втором этаже башни.

Крутой высокий берег Неглинки составлял естественный и надежный рубеж обороны, поэтому после возведения Боровицкой башни строительство крепости было перенесено на ее северо-восточную напольную сторону. В 1490 г. была построена проездная Константино-Еленинская башня с отводной стрельницей и каменным мостом через ров. В современной городской ситуации ее местоположение кажется случайным, но в ХV в. к башне подводила улица, которая пересекала Китай-город (где теперь стоит гостиница Россия) и называлась Великой. На территории Кремля от этой башни также была проложена улица, пересекавшая Кремлевский подол и ведущая к Боровицким воротам.

До 1493 г. Солари выстроил еще Фроловскую (Спасскую), Никольскую проездные и угловую Собакину (Арсенальную) башни, “да стены до Неглинны”. В 1493 г. он скончался. Запись о строительстве новых кремлевских стен вновь появилась в летописи только в 1495 г., когда “ . заложила стену градную каменну возле Неглинны, не по старой основе, града прибавиша”. Были построены последняя крупная воротная Троицкая башня и глухие: Арсенальная, Комендантская, Оружейная. Всеми работами руководил Алевиз Фрязин.

Высота кремлевских стен, не считая зубцов, колеблется от 5 до 19 м, а толщина - от 3,5 до 6,5 м. Высота кирпичных зубцов с двурогим окончанием в виде ласточкиных хвостов равна: 2-2,5 м, а толщина их - от 64 до 70 см. Зубцы через один имеют щелевидные бойницы в виде узких печур; на наиболее уязвимых при обороне участках стены бойницы прорезаны в каждом зубце, а на некоторых даже по две - одна над другой. У подошвы стен с внутренней стороны сделаны широкие перекрытые арками амбразуры для обстрела врага из тяжелых артиллерийских орудий.

Снаружи стены Кремля кажутся мощными и неприступными, только зубцы волнистым очертанием создают впечатление движения и смягчают их монолитную суровость. С внутренней стороны стены имеют неглубокие арки, которые несколько нарушают их однообразие. С земли на стены можно подняться только через Спасскую, Набатную, Константино-Еленинскую, Троицкую, Боровицкую, Благовещенскую и Петровскую башни; в остальные башни входов с земли нет. В военное время к стенам обычно приставлялись деревянные лестницы-стремянки. Около стен с внутренней стороны всегда были свободные проезды, и только в ХVIII в. они были частично застроены.

Страницы: 1 2 3 4

Смерть Александра I. Николай I - новый император
17 ноября 1825 года императрица Мария Федоровна получила сообщение из Таганрога, что император благополучно прибыл. Письмо написано самим Александром, так что во дворце в Петербурге никто не беспокоится. А 22 ноября приходит бюллетень о том, что император серьезно заболел. Врач Виллие пишет, что лихорадка усиливается, развивается кризис ...

Государственное устройство Московской Руси
От великокняжеской к царской власти. Первые московские князья были типичными раннефеодальными монархами своей эпохи. До конца XV в. их отношения с удельными князьями строились на договорах, в которых определялись параметры власти «брата старейшего» над «братьями молодшими». Вся полнота власти принадлежала им лишь в пределах их собственн ...

Древнеегипетские представления египтян о загробном мире.
Итак, как уже говорилось, вся земная жизнь египтянина представляла собой подготовку к жизни загробной. Но после смерти воскресало не физическое тело, а душа человека. Таким образом, можно в полной мере согласиться с Геродотом, писавшим, что «египтяне первые научили людей тому, что душа человека бессмертна» (Геродот. II. 123).[1] Но д ...