Исторические хроники » История московского Кремля » Кремль в ХVIII-ХIX веках

Кремль в ХVIII-ХIX веках
Страница 1

Средневековый ансамбль Кремля, достигший к концу ХVII в. наивысшего художественного расцвета, в ХVIII и последующих веках переживает процесс изменений, в основе которых лежало новое эстетическое мировоззрение, а также иные потребности быта и комфорта. Стиль классицизма постепенно становится господствующим. Улицы Кремля из узких и кривых превращаются в широкие и прямые, площади приобретают геометрические очертания, симметричные фасады зданий украшаются колоннадами.

Конец ХVII - начало ХVIII в. в русской истории стал рубежом между древней и новой Россией. События этих лет наложили свой отпечаток и на архитектурный облик Кремля и на его значение в политической и идеологической жизни страны.

Петр I, пережив в Кремле неприятные дни во время правления властолюбивой сестры - бунт стрельцов, находясь в столице, предпочитал жить в ее новых районах: Измайлово, Преображенском, Лефортово. Дворцы Кремля постепенно приходили в запустение. А основание молодым царем в 1703 г. новой столицы России на берегах Невы еще больше поставило древнюю резиденцию в подчиненное положение.

Во время большого пожара, происшедшего в городе в 1701 г., в Кремле сгорели почти все деревянные строения, а многие каменные были повреждены. Петр I, занятый войной со Швецией, строительством флота, реорганизацией армии и другими государственными проблемами, мало уделял внимания древней резиденции. Как и Петр, его преемники также не стремились сохранять дедовские постройки.

А из-за переезда царской семьи в Петербург царский дворец ХV-ХVII вв. со всеми примыкающими к нему многочисленными административными и хозяйственными помещениями совсем пришел в упадок. Лишь соборы и монастыри, удовлетворяя требованиям мало изменившегося богослужения, сохранили свою древнюю архитектуру.

Жизнь в Кремле оживлялась лишь во время официальных государственных церемоний. Наезды в Москву царей и двора для коронации способствовали спешному ремонту обветшавших дворцовых и административных зданий и возведению временных дворцов.

Пожар 1737 г. нанес Кремлю значительный ущерб, но наибольший урон его древние сооружения потерпели при Екатерине II.

В 1767 г. архитектору В.И. Баженову было поручено разработать проект нового Кремлевского дворца. Это задание было вызвано, с одной стороны, желанием Екатерины II благоустроить сильно запущенный Кремль, построить дворец, отвечавший ее требованиям к комфорту и художественным вкусам, а с другой -желанием повысить роль Москвы в жизни государства и Европы как национального центра России. Воодушевленный глубоко патриотической идеей, Баженов в своем проекте использовал весь опыт мировой и отечественной архитектуры.

В 1772 г. начались земляные работы, а в 1773 г. состоялась закладка дворца. Однако через два года, под предлогом того, что грунт кремлевского холма оказался слабым для столь большого и шикарного здания, Екатерина II приказала прекратить строительство. Но существовала и другая, более серьезная причина, послужившая прекращению работ, - для осуществления грандиозного проекта Баженова в это время не хватало материальных средств. В связи с возведением дворца в Кремле было снесено много древних зданий. В случае осуществления проекта Баженова Москва обрела бы великолепный ансамбль, но вместе с тем и утратила бы неповторимую красоту древнего Кремля.

Страницы: 1 2 3

 Неандерталец
Где-то в районе 250 – 300 тыс. лет тому назад происходит трансформация гомо эректуса в пренеандертальца (есть и дру­гие названия: антенеандерталец, ранний неандерталец).[5] В самом начале вюрмского времени, примерно 80—70 тыс. лет назад, пренеандертальцы превращаются в собственно неандертальцев. Долгое время неандертальцев, первая нахо ...

Кодификационная работа М.М.Сперанского при Николае 1
О царствовании Николая I у современников остались в основном мрачные воспоминания, но все же следует отметить, что к числу бесспорных достижений этого времени можно отнести кодификацию законов. Сам император впоследствии вспоминал: " Вместо сочинения новых законов я велел собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже с ...

Полководец
Составляющие военного гения Наполеона – это безграничная уверенность в себе, то, что он называет своей «звездой»; это быстрое и богатое воображение; почти сверхъестественная интуиция, помогающая ему предугадывать реакцию противника; это тщательное претворение в практику стратегических принципов и чудовищная сила воли, проявляющаяся в мо ...