Быт и нравы средневековой УкраиныСтраница 1
В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала.
Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена и у всех народов. Порождая больших и малых художников ни один народ не отрекался от непосредственной художественной деятельности, не передоверял ее всецело своим гениям, утоляя жажду прекрасного лишь одними шедеврами.
Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего его уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями.
Стремление к прекрасному сказывалось в драматизированных обычаях и обрядах, из которых и состоял весь годовой и жизненный цикл отдельного человека, всего селения, всей этнической группы.
Условно народный обычай также вполне можно назвать миниатюрной драмой. Область драматического народного творчества славян обширна. Границы между формами и видами народной культуры не всегда обозначаются. К драматическому творчеству относится не всякий обряд, не любые игры или танцы, а лишь такие их виды, где имеют место перевоплощение их участников в действующие персонажи и образно-художественное воспроизведение отношений между человеком и природой или между людьми, хотя первоначально такое обрядовое действо выполняло определенную магическую функцию, оно объективно обладало и потенциально-эстетическим содержанием которое и обуславливало его объективно-художественную форму.
За драматическим образным действом у славян, связанным с тем или иным обрядом, целесообразно закрепить термин "игрище". Игрища устраивались как в помещении (на вечерках, вечорницах, беседах, посиделках, субботках), так и на улице или в традиционном месте за околицей села.
Святочные игрища и игры генетически связаны с древнеславянскими аграрными праздниками или с культом предков, составляют общее наследие русского, украинского и белорусского народов. Наиболее характерным типом святочного игрища у славян было вождение "козы", которое сопровождалось хоровым пением и коллективным действом с участием ряда персонажей: деда, цыгана, молодички, барыни, смерти, лекаря.
В Украине вождение "козы" не было повсеместным (оно не наблюдалось на севере), но сохранилось в западных, центральных и южных губерниях. Более распространенным у русских было вождение "коня", "кобылки", "быка", "медведя", "гуся", "курицы". Наряду с зооморфными масками в святочных хождениях ряженых участвовали и фантастические: смерть, черт, бука, баба-яга, кикимора. Бытовые: дед, старик, старуха, нищий, молодица. Сословные: казак, купец, поп, лекарь и другие. Вследствие этого в действах ряженых развивались импровизированные бытовые комические сценки.
На Украине и в Белоруссии масленичное карнавальное шествие не было столь распространенным, но могли исполняться те же игрища, что и на святках. Игровые элементы содержались также в обряжении "новорожденной" "солодки", ее "крещении" и "похоронах", в обычае "возить молодуху" в корчму у белорусов, эти элементы сближают восточнославянскую масленицу с западнославянской (польской, словацкой).
Обилием народных хороводных игр отличались весенние "зеленые святки", особенно "семик" или "семуха" (четверг седьмой недели после пасхи), для которого было характерно также вождение "березки" у русских, "куста" у белорусов, "тополи" у украинцев.
По мере забвения культового назначения обряда, сопровождавшие его эротические действа, выполнявшие первоначально магическую функцию, все более и более приобретали характер хороводных игр на тему сватовства: "Просо" у всех восточных славян, "Мосты" у украинцев, "Бояре" у русских, "Царевна и бояре" у белорусов.
Наряду с любовными и семейно - бытовыми играми исполнялись также производственные, изображавшие различные земледельческие и ткацкие работы: "Лен", "Ленок", "Мак", "Конопля", "Дрема", "Пиво" и т.п. В этих играх любовные и производственные мотивы часто переплетались с социальными мотивами неравного брака, подневольные работы т. д. Эти и другие хороводные игры сопровождали купальскую обрядность.
Чешское национальное Возрождение
Чешское национальное Возрождение - длительный процесс, падающий на период развития в Чехии капитализма, формирования в ней нации нового времени. В складывающихся общественных отношениях, с расширением знаний и прогрессом науки, меняются и мировоззрение людей и их нравственные постулаты. Зарождение и становление новой культуры отвечало з ...
Иран при правлении Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви. Внутренняя
и внешняя политика Реза-шаха
К началу ХХ века Иран оставался отсталой аграрной страной, полуколонией Англии и царской России. Экономика страны была в состоянии разрухи, финансовая система подорвана, внутренняя и внешняя торговля, посевные площади и поголовье скота сильно сократились. Резко возросли цены на хлеб и продовольствие, процветала спекуляция, свирепствовал ...
Начало восточного кризиса 30–40-х годов XIX вв.
Турецко-египетские противоречия и европейская дипломатия
Собственно кризис был вызван чрезмерным ослаблением Турции в первой половине XIX в. Первым импульсом будущего кризиса было восстание в Греции 20-х годов. Решающую роль, в подавлении которого, сыграли войска египетского паши Мухаммеда Али. Албанец по происхождению он в 1811 г. уничтожил мамелюков и установил свою власть в Египте, провинц ...
