Исторические хроники » Быт народа Украины » Быт и нравы средневековой Украины

Быт и нравы средневековой Украины
Страница 1

В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала.

Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена и у всех народов. Порождая больших и малых художников ни один народ не отрекался от непосредственной художественной деятельности, не передоверял ее всецело своим гениям, утоляя жажду прекрасного лишь одними шедеврами.

Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего его уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями.

Стремление к прекрасному сказывалось в драматизированных обычаях и обрядах, из которых и состоял весь годовой и жизненный цикл отдельного человека, всего селения, всей этнической группы.

Условно народный обычай также вполне можно назвать миниатюрной драмой. Область драматического народного творчества славян обширна. Границы между формами и видами народной культуры не всегда обозначаются. К драматическому творчеству относится не всякий обряд, не любые игры или танцы, а лишь такие их виды, где имеют место перевоплощение их участников в действующие персонажи и образно-художественное воспроизведение отношений между человеком и природой или между людьми, хотя первоначально такое обрядовое действо выполняло определенную магическую функцию, оно объективно обладало и потенциально-эстетическим содержанием которое и обуславливало его объективно-художественную форму.

За драматическим образным действом у славян, связанным с тем или иным обрядом, целесообразно закрепить термин "игрище". Игрища устраивались как в помещении (на вечерках, вечорницах, беседах, посиделках, субботках), так и на улице или в традиционном месте за околицей села.

Святочные игрища и игры генетически связаны с древнеславянскими аграрными праздниками или с культом предков, составляют общее наследие русского, украинского и белорусского народов. Наиболее характерным типом святочного игрища у славян было вождение "козы", которое сопровождалось хоровым пением и коллективным действом с участием ряда персонажей: деда, цыгана, молодички, барыни, смерти, лекаря.

В Украине вождение "козы" не было повсеместным (оно не наблюдалось на севере), но сохранилось в западных, центральных и южных губерниях. Более распространенным у русских было вождение "коня", "кобылки", "быка", "медведя", "гуся", "курицы". Наряду с зооморфными масками в святочных хождениях ряженых участвовали и фантастические: смерть, черт, бука, баба-яга, кикимора. Бытовые: дед, старик, старуха, нищий, молодица. Сословные: казак, купец, поп, лекарь и другие. Вследствие этого в действах ряженых развивались импровизированные бытовые комические сценки.

На Украине и в Белоруссии масленичное карнавальное шествие не было столь распространенным, но могли исполняться те же игрища, что и на святках. Игровые элементы содержались также в обряжении "новорожденной" "солодки", ее "крещении" и "похоронах", в обычае "возить молодуху" в корчму у белорусов, эти элементы сближают восточнославянскую масленицу с западнославянской (польской, словацкой).

Обилием народных хороводных игр отличались весенние "зеленые святки", особенно "семик" или "семуха" (четверг седьмой недели после пасхи), для которого было характерно также вождение "березки" у русских, "куста" у белорусов, "тополи" у украинцев.

По мере забвения культового назначения обряда, сопровождавшие его эротические действа, выполнявшие первоначально магическую функцию, все более и более приобретали характер хороводных игр на тему сватовства: "Просо" у всех восточных славян, "Мосты" у украинцев, "Бояре" у русских, "Царевна и бояре" у белорусов.

Наряду с любовными и семейно - бытовыми играми исполнялись также производственные, изображавшие различные земледельческие и ткацкие работы: "Лен", "Ленок", "Мак", "Конопля", "Дрема", "Пиво" и т.п. В этих играх любовные и производственные мотивы часто переплетались с социальными мотивами неравного брака, подневольные работы т. д. Эти и другие хороводные игры сопровождали купальскую обрядность.

Страницы: 1 2

Неолитическое искусство
Неолитическое искусство – это значительное культурно-историческое явление. Оно разнообразно и высокоразвито. Неолитическое искусство представлено орнаментом на керамических сосудах, мелкой пластикой (фигурки животных, птиц и людей) и накальными изображениями. На обращенных к югу скалистых берегах рек и озер в неолите создавались целые г ...

Августовские бои.
Позиция на Шипке, обороняемая отрядом Столетова, простиралась в длину до 2 км при ширине от 60 до 1 тысячи метров. По гребню горного кряжа шла дорога. Общий характер этого перевала – открытое дефиле, пролегающее по узким хребтам, ограниченным к западу и востоку крутыми, обрывистыми скатами в глубокие долины, поросшие густым лесом и куст ...

Театр
В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства" Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, ...