Исторические хроники » Реформы Петра 1 в области образования » Школа математических и навигацких наук. Морская академия

Школа математических и навигацких наук. Морская академия
Страница 1

Важным событием в развитии науки и просвещения явилось откры­тие в Москве Школы математических и навигацких наук. Указ о заве­дении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан ПетромI 14 января 1701 г.

В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17—20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изу­чаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сна­чала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе были уста­новлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказы­вали штрафами и розгами. Первые годы школа находилась в ведении Оружейной палаты и постоянное наблюдение за ее работой осуществлял дьяк А. А. Курбатов. В 1706 г. школу передали приказу морского фло­та, а затем - Адмиралтейской коллегии. Смотрите здесь щит учетно распределительный навесной.

Для преподавания специальных математических и навигационных наук в Москву из Англии были приглашены профессор А.Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским нау­кам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образо­вания в России. Что же касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свиде­тельству А. А. Курбатова, они «относились к делу нерадиво, которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших» (т. е. отстающих).

Душой школы был один из образованнейших людей своего време­ни, выдающийся русский математик Леонтий Филиппович Магницкий, который с большим успехом вел преподавание математических предме­тов. Он же ведал и всей учебно-воспитательной работой школы. Л. Ф. Магницкий придерживался прогрессивных педагогических взгля­дов, был знаком с произведениями Я. А. Коменского. На основе про­грессивных педагогических идей и методических принципов он написал замечательный учебник «Арифметика, сиречь наука числительная».

В Школе математических и навигацких наук занятия начинались с изучения российской грамоты и счета в подготовительных классах, по­лучивших название «русской школы». Затем в математических классах («цифирной школе») учащиеся овладевали знаниями по арифметике, ге­ометрии, тригонометрии плоской и сферической. В старших, навигатор­ских классах обучали навигации, морской астрономии, географии (глав­ным образом математической), геодезии, фехтованию. Большинство уча­щихся, главным образом недворянского происхождения, ограничивалось прохождением русской и цифирной школ и поступлением на службу.

Как правило, только дворянские дети продолжали обучаться навига­торской науке в высших классах. В школе была принята классно-пред­метная группировка учащихся: учебные предметы изучались последо­вательно, по мере выучки учеников переводили «из одной науки в дру­гую», а из школы выпускали по мере готовности к делу или по требо­ванию различных ведомств. На вакантные места сразу же принимались новые ученики. Определенных сроков приема и выпуска учащихся тогда еще не было.

Страницы: 1 2 3

Причины войны
К концу 30-х гг. резко активизировалась внешняя политика фашистской Германии, которая провозглашала своей главной задачей завоевание жизненного пространства. Идеи национальной исключительности, проповедуемые нацистами, легко усваивались немцами, которые считали себя оскорбленными версальским договором, подведшим итоги Первой мировой вой ...

Ф. Прокопович как видный деятель просвещения
Феофан Прокопович (1681 —1736) воспитывался у своего дяди, ректора Киевской академии. В ней будущий общественный деятель основательно изучил русский и латин­ский языки, по окончании философского класса продолжал образование в Польше, а затем Риме, где овладевал поэзией, риторикой, философи­ей, «римскими древностями». Вернувшись на родин ...

Культура России второй половины ХIХ в.. Новое в духовной жизни. Быт и нравы
Освободительные реформы 60-70-х годов направили течение русской духовной жизни в новое русло; углубленные размышления 30-40-х годов сменились эпохой бурной практической деятельности. Важнейшими чертами культуры пореформенной России становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знания в массах. ...