Исторические хроники » Россия и мировые войны - уроки и итоги » Великая отечественная война: героический подвиг советского народа

Великая отечественная война: героический подвиг советского народа
Страница 7

Не многим отличались условия эвакуации населения и из Латвийской ССР. К исходу первой недели июля враг полностью оккупировал ее территорию. Эвакуировавшееся из Латвии насе­ление направлялось двумя потоками: один шел через Псков и разветвлялся затем на Вологду, Ярославль, Иваново, Киров; другой — через Великие Луки, огибая Москву, двигался в Сред­нее Поволжье, на Южный Урал, в южные районы Западной Си­бири и заканчивался в Средней Азии и Казахстане. Более 40 тыс. людей было эвакуировано из Латвийской ССР в годы Отечественной войны.

В советском тылу было организовано для эвакуированных 6 латвийских детдомов. В 1943 г. были созданы специальные лат­вийские отделения в шести крупных ремесленных училищах в Челябинске, Иванове, Казани, Уржуме, Новосибирске и Ташкен­те. Выпуск их воспитанников дал в начале 1945 г. освобожденной Риге первые кадры молодых квалифицированных рабочих.[26]

Уже в начале июля враг вторгся в пределы Эстонской ССР и занял в течение нескольких дней значительную территорию рес­публики. Эвакуация населения из республики, начатая с первых дней войны, продолжалась до захвата всей ее территории фаши­стами. В течение июля и августа 1941 г. в тыл было эвакуи­ровано около 25 тыс. эстонцев. Всего же за пределы республики было вывезено около 60 тыс. человек, которые размещались главных образом в приуральских и приволжских областях, в ав­тономных республиках РСФСР.

Нуждающимся беженцам оказывалась материальная помощь. За три года эвакуированные из Эстонии получили от государства помощь в размере более 5 млн. рублей. Особое внимание уделя­лось детям. Летом 1942 г. только в Челябинской области детские сады посещали 600 эвакуированных из Эстонии детей; было от­крыто пять детских домов для эстонских детей, лишенных роди­телей. К 1944 г. в них воспитывалось около 600 детей. Были от­крыты эстонские школы и отдельные классы при местных шко­лах. В начале 1942—43 учебного года в восьми областях и авто­номных республиках РСФСР работало 44 эстонских классных комплекта, в которых обучалось 550 детей, или 2/3 эвакуиро­ванных детей школьного возраста[27].

Бескорыстная помощь братских народов эвакуированным из Эстонии, Литвы, Латвии создала особую атмосферу, способство­вавшую сближению народов и укреплению дружественных связей.

В исключительно трудных условиях проходила эвакуация на­селения из Белоруссии и Украины. В пределы Белоруссии вторглись центральные, наиболее мощные группировки враже­ских войск. Уже на четвертые сутки войны почти все западные области республики были оккупированы врагом. 28 июня гитле­ровцы вторглись в Минск. Оккупация значительной территории создала к исходу первой недели боевых действий непосредственную угрозу восточным областям республики, сделав их прифронтовой зоной.

Из западных районов республики и Минска удалось отпра­вить немногие эшелоны, которые увозили в основном семьи во­еннослужащих, партийных и советских работников. Но боль­шинство людей уходило пешком, на попутных машинах, кресть­янских телегах. «Ни усталость и голод, ни бомбежки и пулемет­ные обстрелы с воздуха — ничто не могло остановить людей, торопившихся от грохота канонады, от непрерывного гула само­летов, помеченных зловещим крестом. Погибших от бомбежки закапывали тут же у дороги, без фобов, молча, словно выполня­ли тяжкую, но ставшую уже привычной работу. Новых раненых, если они не могли двигаться, с трудом распределяли по маши­нам и повозкам, а те, кто еще мог идти, снова вливались в люд­ской поток, оказывающийся все дальше от фронта .» В первых числах июля 1941 г. началась организованная эвакуация населе­ния из восточных областей республики. Было вывезено 110 детских домов, 25 детских садов, 28 пионерских лагерей, 3 специальные школы, 3 детских санатория[28]. В целом, несмотря на огромные трудности, из Белоруссии в тыловые районы было эвакуировано более 1 млн. человек, размещенных в самых раз­личных районах страны — в Поволжье, на Урале, Средней Азии и Западной Сибири[29].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Общество Токугава.
Административная система Токугава, как и политика национальной изоляции, были разработаны для увековечения власти семьи Иэясу. Высшие должности занимали лишь наследные вассалы Токугава, феодалы фудай, часть из которых всегда назначалась советниками (родзю). Множество нижестоящих чиновников помогали управлять землями сёгуна, с которых, г ...

Историографический обзор
Многие историки посвящали свои работы истории античного Рима. Среди них одна из крупнейших советских историков по периоду античного Рима Елена Михайловна Штаерман. В своей книге «Кризис античной культуры» она широко освещает проблемы античной религии и культуры.2 Большая работа историка М.Г. Абрамзона посвящена монетам Римской империи, ...

Внешняя политика с 1945 по 1949 гг.
Внешняя политика лейбористского правительства определялась интересами английского империализма, который стремился восстановить положение Великобритании как мировой державы, сохранить ее обширные колониальные владения. Лидеры Лейбористской партии были в этих вопросах верными преемниками консерваторов. Самые уязвимые удары наносили импер ...