Великая отечественная война: героический подвиг
советского народаСтраница 6
Исключительно сложные задачи встали перед государством по эвакуации населения и его спасению в годы Великой Отечественной войны.
Эвакуация населения из прифронтовых районов в первый период Великой Отечественной войны была одним из важнейших звеньев в системе мероприятий Советского государства по перестройке жизни страны на военный лад. Перемещение на Восток значительной части советских людей означало в первую очередь их спасение от фашистской неволи. Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий от Советского государства. В постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР 27 июня 1941 г. «О порядке вызова и размещения людских контингентов и ценного имущества» были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому Совнарком СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вызове рабочих и служащих эвакуированных предприятий[21]. В целом к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено около 7500 тыс. эвакуированных, из которых в автономных республиках, краях и областях РСФСР - около 6 млн. человек. Около 600 тыс. человек эвакуировали в Казахскую ССР, более 700 тыс. - в Узбекскую ССР, 100 тыс. — в Киргизскую ССР, около 90 тыс. — в остальные среднеазиатские республики и в Закавказье[22]. Общая численность населения, эвакуированного и реэвакуированного в годы войны, в целом составила около 25 млн. человек. Эти данные свидетельствуют об огромных масштабах работы, проведенной в этом направлении Советским государством. Решить такую задачу в масштабах громадной страны мог только народ, объединенный дружбой и единством интересов. История не знала ничего подобного.
Эвакуация населения из прифронтовой зоны производилась по указанию военного командования, а из других мест с разрешения директивных органов. Решением правительства в этих же целях было утверждено «Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы». Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т.д. Уже к концу августа 1941 г. при крупных железнодорожных узлах и пристанях имелось около 130 эвакопунктов и 100 пунктов питания. Только во втором полугодии 1941 г. выплаты государства населению, связанные с эвакуацией, составили около 3 млрд. рублей, что равнялось сумме капиталовложений в военную промышленность 1942 г.[23] В короткий срок, к январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге почти 10 млн. человек[24].
В первые дни войны большие трудности с эвакуацией населения возникли в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, а также западные области Украинской и Белорусской ССР и Карелия. К примеру, эвакуация населения из Литвы проходила в чрезвычайно тяжелой военной и политической обстановке. Эвакуацию затрудняли недостаток времени и особенно транспортных средств, а также выход из строя железных дорог, соединяющих Литву с внутренними районами СССР. Несмотря на сложную обстановку, уже в первый день войны удалось отправить из Вильнюса в Каунас несколько железнодорожных составов с населением. В целом из Литовской ССР удалось эвакуировать около 43 тыс. человек в Ивановскую, Ярославскую, Пензенскую, Молотовскую области, Мордовскую, Чувашскую, Удмуртскую, Татарскую АССР, в города среднеазиатских республик. Только летом 1941 г. эвакуированному из Литвы населению было выделено товаров на сумму 1680 тыс. рублей. А всего за период эвакуации в виде пособий и других выплат было отпущено около 3 млн. рублей[25].
Вступление
Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт и ничто не забыто. Ольга Бер ...
Финансовые реформы.
Одним их главных же средств поднять экономическую мощь страны считалась постройка сети железных дорог, связывающих центральные области европейской части России. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и зав ...
Съезд четырех князей в Дмитрове
Первое летописное упоминание о городе относится к 1154 г. У князя Юрия Долгорукого при переправе через реку Яхрому у селения Великое Полюдье, родился сын, будущий Всеволод Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. В память такого события Юрий велел заложить в Великом Полюдье город и переименовать Полюдье в Дмитров. В новоявленном городе была ...