Исторические хроники » Курская битва » Сокрушительный удар

Сокрушительный удар
Страница 2

Войска правого крыла Центрального фронта готовились к наступлению в общем направлении на Кромы. Им предписывалось пробиться к Орлу с юга и вместе с войсками Брянского и Западного фронтов разгромить группировку врага на орловском плацдарме.

Утром 12 июля в полосе наступления ударных группировок Западного и Брянского фронтов началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Только на участке 3-й и 63-й армий Брянского фронта огонь одновременно вели свыше 4 тыс. орудий и минометов. За 15 минут до атаки войск Западного фронта бомбардировщики 1-й воздушной армии генерала М. М. Громова нанесли мощный удар по артиллерийским позициям и опорным пунктам противника. Вслед за бомбардировщиками на врага обрушились штурмовики. На направлении главного удара войск Брянского фронта авиационная подготовка проводилась 15-й воздушной армией генерала Н. Ф. Науменко. Перед самым началом атаки здесь на позиции противника было сброшено более 3500 фугасных и осколочных бомб.

Гитлеровцы после мощных ударов артиллерии и авиации вначале не смогли оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления. В полосе 11-й гвардейской армии Западного фронта советское командование применило новый прием — начало наступление не после артподготовки, а в ходе ее, в момент усиления натиска. В результате двухдневных ожес-гоченных боев оборона 2-й танковой армии была прорвана на глубину до 25 км. Немецко-фашистское командование, чтобы усилить эту армию, стало спешно перебрасывать сюда части и соединения с других участков фронта. В частности, несколько танковых дивизий было переброшено из 9-й армии. Это благоприятствовало переходу в наступление войск Центрального фронта. 15 июля они нанесли удар по орловской группировке врага с юга. Сломив сопротивление гитлеровцев, эти войска за три дня полностью восстановили положение, которое занимали до начала оборонительного сражения. Тем временем 11-я гвардейская армия Западного фронта продвинулась на юг до 70 км. Основные ее силы находились теперь в 15—20 км от населенного пункта Хотынец. Над важнейшей коммуникацией врага — железнодорожной магистралью Орел — Брянск нависла серьезная угроза. Гитлеровское командование стало поспешно стягивать к участку прорыва дополнительные силы. Это несколько замедлило продвижение советских войск. Для того чтобы сломить возросшее сопротивление противника, командующий Западным фронтом ввел в сражение прибывшие из резерва Ставки 11-ю армию генерала И. И. Федюнинского, а затем и 4-ю танковую армию генерала В. М. Баданова. В результате темпы наступления снова повысились.

Успешно продвигались к Орлу войска Брянского фронта, усиленные 3-й гвардейской танковой армией генерала П. С. Рыбалко. С ними взаимодействовали войска Центрального фронта, наступавшие на Кромы. Сухопутным войскам активно содействовала авиация. Бомбардировщики и штурмовики обрушивали свои удары на вражеские опорные пункты. Непрерывно патрулировали в воздухе истребители. Летчики проявляли при этом высокое мастерство, мужество и героизм. Образец воинской доблести показал тогда летчик-истребитель старший лейтенант А. П. Маресьев. Он вернулся на фронт после длительного лечения — в результате тяжелого ранения у него были ампутированы ступни ног. Несмотря на это, советский патриот продолжал умело драться с врагом. В воздушных боях в период контрнаступления он сбил три самолета противника. За образцовое выполнение заданий командования А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В составе советской авиации доблестно сражались летчики французской эскадрильи "Нормандия", созданной в СССР по соглашению между Советским правительством и Французским национальным комитетом. В Советский Союз прибыли 14 французских летчиков и 58 авиамехаников-добровольцев. Освоив советские истребители, они активно включились в боевые действия против общего врага.

Положение гитлеровцев на орловском плацдарме с каждым днем становилось все более критическим. Дивизии, переброшенные сюда с других участков фронта, тоже несли тяжелые потери. Устойчивость солдат в обороне резко снизилась. Все более частыми стали факты, когда командиры полков и дивизий теряли управление войсками.

В разгар битвы под Курском партизаны Белоруссии, Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской областей по единому плану "Рельсовая война" начали массовый вывод из строя железнодорожных коммуникаций противника. Они также нападали на вражеские гарнизоны, автоколонны, перехватывали железные и шоссейные дороги. Так. Партизаны Орловской области в период с 22 июля по 1 августа взорвали на железных дорогах в тылу орловской группировки около 7,5 тыс. рельсов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Последствия Первой мировой войны для Италии.
Италия вышла из Первой мировой войны настолько ослабленной, что ее территориальные притязания мало принимались во внимание. Настроения реванша и ущемленного национального самолюбия стали важным фактором развития политической жизни в стране. Внутреннее положение Италии характеризовалось серьезными социально-экономическими потрясениями. В ...

Кризис революционного народничества: появление и сущность либерального народничества и начало распространения марксизма в России группой «Освобождение труда» Плеханова Г.В.
Либеральное народничество - направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. Их влияние возросло в 80-90-е годы - это было связано с потерей авторитета революционных на ...

Почему в СССР была свернута новая экономическая политика
К объективным причинам свертывания НЭПа относится непропорциональное развитие сельского хозяйства и промышленности (в отношении 60% к 40%), которое необходимо было менять. Другой причиной являются социальные контрасты в обществе. Финансовые ресурсы перекочевали в руки нэпманов, а рабочие по-прежнему жили впроголодь. Увеличивались масшта ...