Исторические хроники » Наполеон Бонапарт » Государственный деятель

Государственный деятель
Страница 2

- Высокая политика, - повторяет он, - есть не что иное, как здравый смысл, приложенный к серьёзным вещам.

О даре воображения Колридж писал, что это «живая душа и главное средство человеческого восприятия действительности», а другой историк-философ – что это «закваска гения». Наполеон следует своему воображению в той же степени, что и здравому смыслу, но результат складывается не из иллюзорных видений, а из долгих и глубоких раздумий.

Все эти исключительные качества, собранные в одном человеке, сочетаются, кроме того, с врождённым чувством организованности. Он любит порядок – как в частной жизни, так и в работе.

- Народ Франции – народ нравственный. Его руководители должны быть такими же.

Строго организован рабочий процесс. Письменный стол, украшен позолоченной бронзой, снабжён складной ширмой, что позволяет запирать его, не трогая бумаг. Скромен топографический кабинет: столы, покрытые картами и ежедневно обновляемыми досье. Во всех местах, где располагалась его штаб-квартира, служба дворца должна была оборудовать их по единому образцу.

Любовь к порядку побуждает его со всей строгостью наказывать за малейшие отклонения и проступки. Он повторяет:

- Разоблачение нечестного бухгалтера – это победа, одержанная правительством.

Та же любовь к порядку толкает его к законотворчеству, созданию кодексов, стремлению назначить на каждое место самого квалифицированного специалиста, вынуждает требовать соблюдения сурового этикета и, что самое главное, искоренять несправедливость. В конечном счёте из вкуса к порядку вытекает и вся его система правления, та система, которая сделала Наполеона одной из главных движущих сил истории и позволила ему, по выражению Дарю, стать обладателем «такой славы, величия и мощи, какой никогда не удавалось достичь ни одному другому человеку».

Можно ли считать диктатурой правление тридцатилетнего первого консула? Нет, ибо если законодательная инициатива принадлежит этому всесильному правителю, то вырабатывает законы Государственный совет. Не было секретом то, что министры участвуют в заседаниях Совета, но, чтобы придать проекту силу закона, необходимо решение консулов. А какое понимание человеческих отношений проявляет первый консул! Он участвует в заседаниях Совета, задаёт вопросы, приглашает к обсуждению. Где, в какой из тогдашних демократий найдёте вы главу государства, который вот так обсуждал бы дела своей страны с элитой её граждан?

Результат поразителен. Основы государственного местного управления закладываются с невероятной быстротой, что отвечает пожеланиям первого консула. Великие социальные завоевания революции сохраняются, но страна будет отныне управляться в духе единства руководства и действия, что соответствует властной натуре нового главы государства. Политической необходимостью продиктована и Конституция X I I года, учредившая империю. Это естественная эволюция для сильного режима.

На каждом этапе своей карьеры Наполеон постоянно приспосабливается к требованиям часа, прибегает к законодательным мерам, когда того требуют обстоятельства. Заставляя министров, Государственный совет, палаты поступать, как он желает, Наполеон неустанно повторяет: “У народа есть одно право – быть управляемым”, а это значит “хорошо управляемым”.

Страницы: 1 2 3 4

Рабочее движение
В начале 80-х гг. на историческую арену России выступил рабочий класс, положение которого оставалось очень тяжёлым. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. По сравнению с предыдущим десятилетием рабочее движение 80-90 гг. значительно выросло. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собс ...

Избирательная реформа 1832 г. и ее значение.
Закон о парламентской реформе лишил 56 «гнилых местечек» права представительства в парламенте, 30 «гнилых местечек» могли впредь посылать в парламент по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города получили право парламентского представительства. Таким образом, в результате реформы мандаты были перераспределены. Закон о реф ...

Изменения в политической системе в конце XIX в. – начале XX в. Политические партии.
Политическую систему Великобритании составляли две крупные партии – либералов и консерваторов, поочередно сменявшие друг друга у власти. Обе партии представляли интересы имущих классов, и в их политике не было принципиальных отличий, но по своему классовому составу они различались. Либералы представляли интересы главным образом крупной ...