Исторические хроники » Наполеон Бонапарт » Государственный деятель

Государственный деятель
Страница 2

- Высокая политика, - повторяет он, - есть не что иное, как здравый смысл, приложенный к серьёзным вещам.

О даре воображения Колридж писал, что это «живая душа и главное средство человеческого восприятия действительности», а другой историк-философ – что это «закваска гения». Наполеон следует своему воображению в той же степени, что и здравому смыслу, но результат складывается не из иллюзорных видений, а из долгих и глубоких раздумий.

Все эти исключительные качества, собранные в одном человеке, сочетаются, кроме того, с врождённым чувством организованности. Он любит порядок – как в частной жизни, так и в работе.

- Народ Франции – народ нравственный. Его руководители должны быть такими же.

Строго организован рабочий процесс. Письменный стол, украшен позолоченной бронзой, снабжён складной ширмой, что позволяет запирать его, не трогая бумаг. Скромен топографический кабинет: столы, покрытые картами и ежедневно обновляемыми досье. Во всех местах, где располагалась его штаб-квартира, служба дворца должна была оборудовать их по единому образцу.

Любовь к порядку побуждает его со всей строгостью наказывать за малейшие отклонения и проступки. Он повторяет:

- Разоблачение нечестного бухгалтера – это победа, одержанная правительством.

Та же любовь к порядку толкает его к законотворчеству, созданию кодексов, стремлению назначить на каждое место самого квалифицированного специалиста, вынуждает требовать соблюдения сурового этикета и, что самое главное, искоренять несправедливость. В конечном счёте из вкуса к порядку вытекает и вся его система правления, та система, которая сделала Наполеона одной из главных движущих сил истории и позволила ему, по выражению Дарю, стать обладателем «такой славы, величия и мощи, какой никогда не удавалось достичь ни одному другому человеку».

Можно ли считать диктатурой правление тридцатилетнего первого консула? Нет, ибо если законодательная инициатива принадлежит этому всесильному правителю, то вырабатывает законы Государственный совет. Не было секретом то, что министры участвуют в заседаниях Совета, но, чтобы придать проекту силу закона, необходимо решение консулов. А какое понимание человеческих отношений проявляет первый консул! Он участвует в заседаниях Совета, задаёт вопросы, приглашает к обсуждению. Где, в какой из тогдашних демократий найдёте вы главу государства, который вот так обсуждал бы дела своей страны с элитой её граждан?

Результат поразителен. Основы государственного местного управления закладываются с невероятной быстротой, что отвечает пожеланиям первого консула. Великие социальные завоевания революции сохраняются, но страна будет отныне управляться в духе единства руководства и действия, что соответствует властной натуре нового главы государства. Политической необходимостью продиктована и Конституция X I I года, учредившая империю. Это естественная эволюция для сильного режима.

На каждом этапе своей карьеры Наполеон постоянно приспосабливается к требованиям часа, прибегает к законодательным мерам, когда того требуют обстоятельства. Заставляя министров, Государственный совет, палаты поступать, как он желает, Наполеон неустанно повторяет: “У народа есть одно право – быть управляемым”, а это значит “хорошо управляемым”.

Страницы: 1 2 3 4

Кабинет министров.
В XVIII в. в Англии был создан кабинет министров – орган, занимающий особое место в государственном строе. Лишив короля законодательной власти, парламент стремился ограничить его деятельность в исполнительной области, оттеснив монарха от управления делами кабинета и поставив деятельность кабинета под свой контроль. Это вполне успешно б ...

 «Королевский секрет» в 1745 – 1774 годах
Как мы уже отмечали выше – «Королевский секрет» (секрет короля) это особый тайный кабинет, тайную разведывательную сеть, перед которой ставились такие задачи, которые нельзя было ставить перед официальными ведомствами[6]. «Секрет», также имел «черный кабинет», который занимался перлюстрацией писем министерства иностранных дел Франции[7] ...

Общая характеристика реформ в области просвещения.
К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном раз­витии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное зем­левладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Экономичес ...