Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Духовная культура

Духовная культура
Страница 2

Тем не менее, принятие новой религии повлекло за собой гигантские изменения не только в мировоззрении восточных славян, но и открыло качественно новую страницу в их истории и культуре, сделав их составной частью христианской цивилизации. Прежде всего христианство требовало письменной традиции, что вызвало массовый перевод книг и создание древнерусской литературы.

Прежде всего, переводились Библия, творения отцов церкви и богослужебная литература. Библия переводилась по частям, и в домонгольскую эпоху существовали переводы Нового и нескольких книг Ветхого Завета. Полный перевод Библии был сделан только XV веке по инициативе новгородского архиепископа Геннадия. Содержание же Ветхого Завета становилось известным древнерусскому читателю при помощи сборников Паремийник и Палея, содержавших толкование ветхозаветных сюжетов. Самой Популярной книгой была Псалтырь, включавшая в себя псалмы библейского царя Давида. Также широко распространены были переводы Шестодневов - богословских Произведений, толковавших ветхозаветный сюжет о сотворении мира.

После гибели первого Болгарского царства на Русь хлынул поток беженцев, в том числе и священников, которые оказали значительное влияние на развитие древнерусской духовной культуры. В частности, появились переводы философских произведений видного деятеля староболгарской культуры Иоанна Экзарха. В 1073 и 1076 годах были составлены два Изборника - первые древнерусские сборники энциклопедического характера, содержащие переводы философских произведений византийских и болгарских авторов.

Первым оригинальным русским автором стал избранный в 1051 году киевским митрополитом священник церкви княжеского села Берестова Илларион. Он был первым русским, занявшим этот пост, - ранее митрополитами становились только ромеи, присланные из Константинополя. Его перу принадлежит "Слово о законе и благодати", написанное между 1037 и 1050 годом. Произведение Иллариона состояло из трех частей: сопоставление закона и благодати, описание распространения христианства в Древнерусском государстве и похвала князю Владимиру. После смерти своего покровителя князя Ярослава Мудрого Илларион вынужден был оставить митрополию, которую возглавил присланный из Константинополя священник.

Выдающимся подвижником-мыслителем был настоятель Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский, автор 11 сочинений. Он был активным общественным деятелем, помогал бедным и обличал князей, вероломно захватывавших власть и попиравших законы.

Вторым митрополитом из русских спустя почти 100 лет после Иллариона стал монах Зарубского монастыря Климент Смолятич. Он занял этот пост при князе Изяславе, поскольку был широко известен на Руси как знаток книжной премудрости. Климент Смолятич оставил после себя несколько произведений, из которых наиболее значительным является "Послание к Фоме". В "Послании" Климент отвечает на обвинения в чрезмерном увлечении античной философией, доказывая, что "языческое" наследие помогает ему толковать образы Священного писания. Он был представителем достаточно распространенного типа средневековых мыслителей-мистиков, которые использовали философские методы для поисков скрытого сокровенного смысла Библии.

Выдающимся древнерусским проповедником был епископ Туровского княжества Кирилл. Его творчество стало вершиной древнерусского красноречия. Кирилл Туровский был автором проповедей, которые наряду с произведениями таких знаменитых византийских авторов, как Иоанн Златоуст, вошли в сборники "Златоуст" и "Торжественник", предназначенные для торжественного чтения в церкви. Наиболее известными его произведениями являются: "Притча о слепце и хромце", "Сказание об иноческом чине", "Слово о премудрости".

В XII веке появились первые светские литераторы. Ими стали князь Владимир Мономах и неизвестный автор знаменитого "Слова о полку Игореве". Эпическая поэма "Слово о полку Игореве" стала вершиной древнерусской литературы и по праву занимает главное место среди произведений русского национального эпоса. "Слово" посвящено походу на половцев, совершенного в 1185 году русскими князьями под предводительством князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. Русское войско было разбито, а Игорь и остальные князья попали в плен.

Князь Владимир Мономах является автором "Поучения", которое он составил для всех русских князей. Незадолго до своей смерти князь пытался предотвратить неизбежное междоусобие, его произведение проникнуто состраданием и стремлением уберечь людей от зла. В древнерусской литературе образ Владимира Мономаха представлен как воплощение идеала христианского правителя.

Современником Мономаха был митрополит Никифор, происходивший из Малой Азии. Наиболее ярким его творением является "Послание к великому князю Владимиру на Великий пост". Это произведение написано в виде наказа главы церкви главе государства о пользе строгого соблюдения христианских норм в сокрушении язычества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Культуры Правобережной Украины и Молдовы
На территории Правобережной Украины и Молдовы картина культурно-исторического развития была весьма сложной. Вместе с охотой, рыболовством и собирательством у некоторых племен этой зоны уже в V тысячелетие до н.э. появляются животноводство и земледелие. Характерными в связи с этим становятся долговременные поселения с землянками и наземн ...

Жанна Кадырова
Жанна Эльфатовна появилась на свет в 1981 году в Броварах, Киевская область. В 1999 году Жанна окончила Киевскую государственную художественную среднюю школу им. Т.Г. Шевченко по направлению скульптуры. А затем поступила и успешно окончила Киевскую национальную академию искусств и архитектуры. Жанна Кадырова занимается в своей жизни мн ...

Источники
Об Унгерне написано немало работ, как советскими исследователями, так и историками белой эмиграции. Немалый интерес представляют книги воспоминаний. Среди них - книга Ф.Оссендовского « И звери, и люди, и боги». Впервые она вышла в 1922г. в Лондоне, а в 1925г. Была опубликована на русском языке. Её автор был министром финансов в правите ...