Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Духовная культура

Духовная культура
Страница 5

Сама идея реформы русской православной церкви возникла еще в 1-й половине XVII века. Тогда планировалось ввести единообразие культа во всех областях Русского государства, поскольку православие в Москве слишком уж сильно отличалось от православия в Новгороде или на Соловках. Однако царь Алексей Михайлович желал пойти намного дальше. Он намеревался утвердиться в Европе, стать вторым византийским императором, и для этого ему требовалась соответствующая церковная организация. Однако намерение царя европеизировать страны и церковь неизбежно должно было натолкнуться на менталитет русского народа, который веками привык с большим подозрением относиться ко всему иностранному, считая себя единственным хранителем истинной христианской веры.

Таким образом, реформа патриарха Никона, которая изменила порядок богослужения, стиль иконописания и архитектуру церквей, стала настоящим шоком для большинства населения страны, которому казалось, что царь и патриарх вводят какую-то "новую веру". Русские люди, привыкшие к темным ликам святых, с удивлением смотрели на яркие иконы никоновского письма. Из-за полной невозможности разобраться в сплошном нагромождении ошибок в старых русских манускриптах Никон и Алексей Михайлович ввели в употребление белорусские униатские требники и греческие книги, отпечатанные в Венеции, которые и стали эталоном для исправления. Это также было воспринято как ересь.

Никон действительно расколол русское общество на сторонников царской власти в ее пока осторожной ориентации на Запад, и приверженцев старины, старообрядцев, не желавших расставаться с традицией. Идейным вождем раскола стал протопоп Аввакум, выступавший против реформ Никона.

В 1666 году он был предан церковному суду и сослан в Пустоозерский острог, где и сожжен в 1682 году. Среди 50 оставшихся после его смерти сочинений наиболее ярким является "Житие", в котором протопоп рассказал о своих мучениях за веру.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Идеология барона Унгрена. Начало военной карьеры Унгерна
Биография Унгерна также полна загадок и противоречий, как и сам барон. Предки барона поселились в Прибалтике в XIII веке и принадлежали к Тевтонскому ордену.[38] Роберт-Николай-Максимилиан Унгерн фон Штернберг (в дальнейшем Роман Федорович) родился по одним сведениям, 22 января 1886 г. на острове Даго (Балтийское море), по другим - 29 ...

Менделеев Дмитрий Иванович
Менделеев Дмитрий Иванович — гениальный русский химик, физик и натуралист в широком смысле этого слова. Родители Менделеева — чисто русского происхождения. Дед его по отцу был священником и носил фамилию Соколов; фамилию «Менделеев» получил, по обычаям того времени, в виде прозвища, отец Менделеева в духовном училище. Мать Менделеева п ...

Семибоярщина
С 1610 по 1613 годы в России началось боярское правление - семибоярщина (Мстиславский, Трубецкой, Голицын, Оболенский, Романов, Лыков, Шереметев). Московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава. 20 - 21 сентября польские войска вступили в столицу, п ...