Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Духовная культура

Духовная культура
Страница 5

Сама идея реформы русской православной церкви возникла еще в 1-й половине XVII века. Тогда планировалось ввести единообразие культа во всех областях Русского государства, поскольку православие в Москве слишком уж сильно отличалось от православия в Новгороде или на Соловках. Однако царь Алексей Михайлович желал пойти намного дальше. Он намеревался утвердиться в Европе, стать вторым византийским императором, и для этого ему требовалась соответствующая церковная организация. Однако намерение царя европеизировать страны и церковь неизбежно должно было натолкнуться на менталитет русского народа, который веками привык с большим подозрением относиться ко всему иностранному, считая себя единственным хранителем истинной христианской веры.

Таким образом, реформа патриарха Никона, которая изменила порядок богослужения, стиль иконописания и архитектуру церквей, стала настоящим шоком для большинства населения страны, которому казалось, что царь и патриарх вводят какую-то "новую веру". Русские люди, привыкшие к темным ликам святых, с удивлением смотрели на яркие иконы никоновского письма. Из-за полной невозможности разобраться в сплошном нагромождении ошибок в старых русских манускриптах Никон и Алексей Михайлович ввели в употребление белорусские униатские требники и греческие книги, отпечатанные в Венеции, которые и стали эталоном для исправления. Это также было воспринято как ересь.

Никон действительно расколол русское общество на сторонников царской власти в ее пока осторожной ориентации на Запад, и приверженцев старины, старообрядцев, не желавших расставаться с традицией. Идейным вождем раскола стал протопоп Аввакум, выступавший против реформ Никона.

В 1666 году он был предан церковному суду и сослан в Пустоозерский острог, где и сожжен в 1682 году. Среди 50 оставшихся после его смерти сочинений наиболее ярким является "Житие", в котором протопоп рассказал о своих мучениях за веру.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Россия во второй четверти ХIХ века.
Событий декабря 1925 г. Александр-I уже не видел. Трон занял его младший брат Николай-I. Его политическим идеалом был Петр Великий, которому царь и пытался подражать. В области государственного переустройства основным достижением стала работа по кодификации законов Российского государства. Полное их собрание составило 47 томов. И, хот ...

Франтишек Палацкий
Ф.Палацкий (1798-1876), выдающийся чешский ученый, историк, организатор национальной жизни и создатель прогрессивной философии чешской истории, один из творцов теории австрославизма родился в Гоуславицах (округ Новый Ичин) в семье учителя, а образование получил в 1812-1818 г. в лицее Братиславы. Проработав несколько лет учителем, он в 1 ...

Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни
В результате развития товарно-денежных отношений и других причин, обозначенных выше, возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат и многочисленную армию. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъем политического значения дворянства. В период с ...