Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Духовная культура

Духовная культура
Страница 5

Сама идея реформы русской православной церкви возникла еще в 1-й половине XVII века. Тогда планировалось ввести единообразие культа во всех областях Русского государства, поскольку православие в Москве слишком уж сильно отличалось от православия в Новгороде или на Соловках. Однако царь Алексей Михайлович желал пойти намного дальше. Он намеревался утвердиться в Европе, стать вторым византийским императором, и для этого ему требовалась соответствующая церковная организация. Однако намерение царя европеизировать страны и церковь неизбежно должно было натолкнуться на менталитет русского народа, который веками привык с большим подозрением относиться ко всему иностранному, считая себя единственным хранителем истинной христианской веры.

Таким образом, реформа патриарха Никона, которая изменила порядок богослужения, стиль иконописания и архитектуру церквей, стала настоящим шоком для большинства населения страны, которому казалось, что царь и патриарх вводят какую-то "новую веру". Русские люди, привыкшие к темным ликам святых, с удивлением смотрели на яркие иконы никоновского письма. Из-за полной невозможности разобраться в сплошном нагромождении ошибок в старых русских манускриптах Никон и Алексей Михайлович ввели в употребление белорусские униатские требники и греческие книги, отпечатанные в Венеции, которые и стали эталоном для исправления. Это также было воспринято как ересь.

Никон действительно расколол русское общество на сторонников царской власти в ее пока осторожной ориентации на Запад, и приверженцев старины, старообрядцев, не желавших расставаться с традицией. Идейным вождем раскола стал протопоп Аввакум, выступавший против реформ Никона.

В 1666 году он был предан церковному суду и сослан в Пустоозерский острог, где и сожжен в 1682 году. Среди 50 оставшихся после его смерти сочинений наиболее ярким является "Житие", в котором протопоп рассказал о своих мучениях за веру.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Хозяйственная (экономическая) жизнь общины
Хозяйственная жизнь ее была еще очень примитивной. Основным занятием населения было скотоводство и земледелие. Климатические и почвенные условия Апеннинского полуострова, иначе называемого еще Италией, благоприятствовали этому. Основная земля принадлежала обществу, по-другому ее называли агер-публикус. Бедные люди могли брать ее в аренд ...

Смерть Александра I. Николай I - новый император
17 ноября 1825 года императрица Мария Федоровна получила сообщение из Таганрога, что император благополучно прибыл. Письмо написано самим Александром, так что во дворце в Петербурге никто не беспокоится. А 22 ноября приходит бюллетень о том, что император серьезно заболел. Врач Виллие пишет, что лихорадка усиливается, развивается кризис ...

Создание регулярного военно-морского флота
Вместе с созданием регулярной армии под непосредственным руководством Петра I шел процесс строительства русского военно-морского флота. Боевые корабли отечественной постройки появились в России только во второй половине XVII в. В 1668 г. в с. Дединово на р. Ока был построен первый русский военный корабль «Орёл», имевший на вооружении 2 ...