Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Духовная культура

Духовная культура
Страница 3

Монголо-татарское нашествие породило целый цикл повестей о гибели русских городов. Наибольшими литературными достоинствами отличается "Повесть о разорении Батыем Рязани". Произведение проникнуто трагическим пафосом стойкости перед неотвратимостью гибели.

Вместе с духовной и светской литературой на Руси развивалось и летописание. Русские летописи испытали сильное влияние византийской исторической литературы, прежде всего "Хроник" Иоанна Малалы и Георгия Амартола (то есть грешника, как смиренно назвал себя автор). Эти произведения содержали не только исторические сведения, но и сжатую информацию о великих умах древности: Зороастре,

Зеноне, Сократе, Платоне, Аристотеле, Пифагоре, Марке Антонии и других деятелях.

Первыми центрами русского летописания стали Киев и Новгород. В 1113 году по поручению князя Святополка Изяславича монах Киево-Печерского монастыря Нестор обобщил Киевский и Новгородский летописные своды, создав на их основе знаменитую "Повесть временных лет". Позже, в связи с образованием новых политических центров, появились местные летописи во Владимиро-Суздальском, Полоцком, Галицко-Волынском княжествах.

В 1345 году братья Стефан и Варфоломей Кирилловы постриглись в монахи, а некоторое время спустя основали в лесу Троицкий монастырь. Во время пострига Варфоломей принял имя Сергия Радонежского, под которым и вошел в русскую историю как один из крупнейших духовных лидеров XIV века. Основанный братьями монастырь отличался строгостью устава. Монахи не имели личного имущества, своим трудом добывали себе пропитание и много времени тратили на изучение и переписку книг. Всего во 2-й половине XIV века в русских землях возникло 35 монастырей, подчинявшихся Троицкой обители. Одновременно троицкий устав приняли многие монастыри Москвы, Рязани, Новгорода Великого. В результате монастырской реформы Сергий Радонежский стал самым авторитетным духовным лицом, перед авторитетом которого отступали епископы и архимандриты. Он стал первым русским церковным деятелем, который отказался от безоговорочной поддержки Орды и благословил великого князя Дмитрия Ивановича на борьбу с татарами.

Сам Троицкий монастырь стал центром возрождения русской культуры. В его стенах было воспитано множество иконописцев, самым известным из которых стал Андрей Рублев. Здесь же были созданы шедевры древнерусской литературы - "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище", посвященные Куликовской битве.

До конца XV века русская православная церковь сохраняла известную независимость от светской власти, подчиняясь напрямую константинопольскому патриарху. Однако, когда московский митрополит Исидор в 1439 году на вселенском церковном соборе во Флоренции подписал унию с католической церковью, по возвращении домой он был смещен со своего поста. Когда в 1453 году Константинополь был захвачен турками, великие князья Московские посчитали себя вправе самостоятельно руководить церковной жизнью страны.

Наиболее крупным философом и духовным лидером русского общества середины XV века был Нил Сорский, основатель учения нестяжателей. Он считал, что церковь и монастыри должны отказаться от своего имущества и заниматься только духовным самосовершенствованием. Идеи Сорского быстро нашли поддержку у великих князей, мечтавших окончательно подчинить церковь своей власти и пополнить казну за счет ее богатств. Противником секуляризации церковных земель стал Иосиф Волоцкий, сторонники и последователи которого были прозваны осифлянами. На церковном соборе 1503 года произошло открытое столкновение осифлян и нестяжателей. Однако великий князь не стал принимать чью-либо сторону. Идея отобрать у монастырей земли, несомненно, была очень заманчива, но Иосиф Волоцкий разработал теорию о божественной природе власти великого князя, которая нравилась московским правителям не менее, чем предложения нестяжателей.

Лидером нестяжателей при дворе Василия III

был ученик Сорского Вассиан Косой (Василий Иванович Патрикеев), которого великий князь использовал для ослабления позиций церкви. Литературное творчество Патрикеева стало расцветом нестяжательской мысли в Русском государстве. В 1518 году Василий III

приглашает в Москву Максима Триволиса, бывшего доминиканского монаха, принявшего православный постриг в Афонском монастыре в Греции. Прибыв в Россию, Максим, получив прозвище Грек, сразу же стал на позиции нестяжателей и занимался переводами греческих книг. Вокруг мудрого грека, получившего европейское образование, вскоре возник философский кружок, активным членом которого был Вассиан Патрикеев.

Однако в 1525 году Василий III

посчитал подобные беседы крамольными и разгромил кружок Максима Грека, а самого философа отправил в ссылку. В 1531

году великий князь созвал церковный собор, закончившийся полной победой осифлян. Максим Грек и Вассиан Патрикеев были осуждены за попытку выправить русские богослужебные книги по греческим оригиналам и заточены в монастырь.

Страницы: 1 2 3 4 5

«Эпоха реформ» Александра П
На внутреннюю политику России во второй половине XIX в. оказывали влияние следующие факторы: — поступательное экономическое развитие; — изменения в социальной структуре, в том числе появление новых социальных слоев; — мощный подъем общественного движения. Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической ...

Суд над Унгерном
24 августа Шумяцкий послал телеграмму Чичерину с сообщением о пленении Унгерна. «Таков итог, подчеркивал он, - нашего сотрудничества с красными монголами, несомненно, героизма наших войск, умелого командования»[289]. 26 августа Ленин посылает телефонограмму в Политбюро ЦК РКП(б): «Предложение в Политбюро ЦК РКП(б) о предании суду Унгер ...

Архитектура
Индустриально-технический прогресс вел к изменениям в градостроительстве - возводятся заводские корпуса, вокзалы, банки, многоэтажные доходные дома. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества ХVII в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями - примером может служить храм Воскресения Христов ...