Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Искусство

Искусство
Страница 2

К сожалению, икон владимиро-суздальской школы сохранилось мало, а фрески почти полностью утрачены. Известно, что фресками был украшен Успенский собор, сохранились незначительные фрагменты росписи Дмитриевского собора. Примерами станковой живописи во Владимиро-суздальском княжестве в XII - XIII веках служат образ Дмитрия Солунского и ярославская "Богоматерь Великая Панагия".

Владимиро-суздальская земля больше всего пострадала от нашествия Батыя. Уничтожение произведений искусства было тем более ощутимо, что многие из них были созданы буквально накануне нашествия. Только в 1237 году епископ Митрофан поставил киот над престолом в Успенском соборе во Владимире, украшенный золотом и серебром. Ростовский епископ Кирилл в 1231 году украсил собор в Ростове иконами "многоценными", пеленами, двумя киотами, напрестольной индитией, сосудами и рипидами, а также и "златыми" дверями, установленными в южном портале, напрестольными крестами и внес в храм мощи святых "в раках прекрасных". В 1226 году, то есть уже через три года после битвы на Калке, была заложена каменная церковь Спаса в Нижнем Новгороде. А в 1234 году князь Святослав Всеволодович "съвершил церковь в Юрьеве и украси ю . ". В это же время создавались и "златые" Двери для Рождественского собора в Суздале. Собор был расписан фресковой живописью, а его пол был вымощен красным "разноличным мрамором".

Татары прежде всего опустошили самую богатую сокровищницу русского искусства - Успенский собор во Владимире. Они сорвали с иконы Владимирской Богоматери древний оклад из золота и серебра, украшенный драгоценными камнями; ограбили и другие церкви и монастыри - сняли драгоценные оклады с напрестольных Евангелий, унесли кресты и сосуды, а также и одежды князей, которые принято было вешать в храмах на память о них. Разорив Владимир, татары двинулись к Ростову, а потом на Ярославль и Городец и по Волге вплоть "до Галича Мерского". Другие пошли к Юрьеву, Переяславлю, Дмитрову и Твери.

Разоренный татарами владимирский Успенский собор все-таки кое-что сохранил из домонгольского прикладного и изобразительного искусства. Здесь сохранился от храмовой утвари Андрея Боголюбского Сион XII века, позднее привезенный в Москву. Уцелел чтимый образ Владимирской Богоматери XII века, на котором остался и фрагмент золотого чеканного оклада. Это часть того оклада, который вновь был сделан в XIII веке после пожара 1185 года, когда сильно пострадало церковное узорочье, данное Андреем Боголюбским. Возможно, отсюда же происходит и икона Вседержителя ("Спас, златые власы"), написанная в начале XIII века в традиции высокого владимиро-суздальского искусства. Уцелел и сильно пострадавший образ Богоматери Боголюбской XII века. В Ярославле чудом сохранился большой храмовый образ начала XIII века "Богоматери Великая Панагия" и моленная икона Спаса середины XIII века ярославских князей Василия и Константина.

Меньше всего уцелело произведений прикладного искусства, которые привлекали своей драгоценностью и их легче было унести. Тем не менее, когда в конце XIII века татарская рать вместе с князьями Андреем Александровичем Городецким и Федором Ростиславичем Ярославским взяла Владимир, то Успенский собор еще хранил произведения прикладного искусства. Они вновь были разграблены: " . и чудное дно медяное выдраша, и сосуды священный вся поимаша". На протяжении всей 2-й половины XIII века летописи не сообщают сведений о строительстве храмов во Владимире или Суздале.

Тем не менее, уже в 1253 году в Ростове освящалась вновь построенная деревянная церковь Бориса и Глеба, внуками Константина Всеволодовича - Борисом Ростовским и Глебом Белозерским. Новый храм стоял недолго и, по-видимому, сгорел, а в 1287 году был восстановлен заново и освящен ростовским епископом Игнатием.

Страницы: 1 2 3 4 5