Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Искусство

Искусство
Страница 2

К сожалению, икон владимиро-суздальской школы сохранилось мало, а фрески почти полностью утрачены. Известно, что фресками был украшен Успенский собор, сохранились незначительные фрагменты росписи Дмитриевского собора. Примерами станковой живописи во Владимиро-суздальском княжестве в XII - XIII веках служат образ Дмитрия Солунского и ярославская "Богоматерь Великая Панагия".

Владимиро-суздальская земля больше всего пострадала от нашествия Батыя. Уничтожение произведений искусства было тем более ощутимо, что многие из них были созданы буквально накануне нашествия. Только в 1237 году епископ Митрофан поставил киот над престолом в Успенском соборе во Владимире, украшенный золотом и серебром. Ростовский епископ Кирилл в 1231 году украсил собор в Ростове иконами "многоценными", пеленами, двумя киотами, напрестольной индитией, сосудами и рипидами, а также и "златыми" дверями, установленными в южном портале, напрестольными крестами и внес в храм мощи святых "в раках прекрасных". В 1226 году, то есть уже через три года после битвы на Калке, была заложена каменная церковь Спаса в Нижнем Новгороде. А в 1234 году князь Святослав Всеволодович "съвершил церковь в Юрьеве и украси ю . ". В это же время создавались и "златые" Двери для Рождественского собора в Суздале. Собор был расписан фресковой живописью, а его пол был вымощен красным "разноличным мрамором".

Татары прежде всего опустошили самую богатую сокровищницу русского искусства - Успенский собор во Владимире. Они сорвали с иконы Владимирской Богоматери древний оклад из золота и серебра, украшенный драгоценными камнями; ограбили и другие церкви и монастыри - сняли драгоценные оклады с напрестольных Евангелий, унесли кресты и сосуды, а также и одежды князей, которые принято было вешать в храмах на память о них. Разорив Владимир, татары двинулись к Ростову, а потом на Ярославль и Городец и по Волге вплоть "до Галича Мерского". Другие пошли к Юрьеву, Переяславлю, Дмитрову и Твери.

Разоренный татарами владимирский Успенский собор все-таки кое-что сохранил из домонгольского прикладного и изобразительного искусства. Здесь сохранился от храмовой утвари Андрея Боголюбского Сион XII века, позднее привезенный в Москву. Уцелел чтимый образ Владимирской Богоматери XII века, на котором остался и фрагмент золотого чеканного оклада. Это часть того оклада, который вновь был сделан в XIII веке после пожара 1185 года, когда сильно пострадало церковное узорочье, данное Андреем Боголюбским. Возможно, отсюда же происходит и икона Вседержителя ("Спас, златые власы"), написанная в начале XIII века в традиции высокого владимиро-суздальского искусства. Уцелел и сильно пострадавший образ Богоматери Боголюбской XII века. В Ярославле чудом сохранился большой храмовый образ начала XIII века "Богоматери Великая Панагия" и моленная икона Спаса середины XIII века ярославских князей Василия и Константина.

Меньше всего уцелело произведений прикладного искусства, которые привлекали своей драгоценностью и их легче было унести. Тем не менее, когда в конце XIII века татарская рать вместе с князьями Андреем Александровичем Городецким и Федором Ростиславичем Ярославским взяла Владимир, то Успенский собор еще хранил произведения прикладного искусства. Они вновь были разграблены: " . и чудное дно медяное выдраша, и сосуды священный вся поимаша". На протяжении всей 2-й половины XIII века летописи не сообщают сведений о строительстве храмов во Владимире или Суздале.

Тем не менее, уже в 1253 году в Ростове освящалась вновь построенная деревянная церковь Бориса и Глеба, внуками Константина Всеволодовича - Борисом Ростовским и Глебом Белозерским. Новый храм стоял недолго и, по-видимому, сгорел, а в 1287 году был восстановлен заново и освящен ростовским епископом Игнатием.

Страницы: 1 2 3 4 5

Петербургское совещание 1820 г. решение о республике
Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения намеченных целей. Очевидно что одного общественного мнения не хватит для достижения цели. Нет ли другой силы, на которую можно опереться и совершить революционный переворот? Не является ли этой силой армия? В армии в то время уже давно шл ...

Общественная жизнь и национальное движение в Чехии в 1815-1830 гг.
После наполеоновских войн решающим фактором европейской политики стал блок великих держав-победительниц - России, Австрии, Пруссии и Англии, который традиционно (и не вполне точно) именуется Священным союзом. Его члены подписали соглашение о подавлении революционных движений в Европе и применении военной силы против угрозы интересам вел ...

Переход к обороне
К началу августа 1877 года в Дунайской армии насчитывалось 268 тысяч человек и свыше 1 тысячи орудий. Главные силы составляли три отряда – Западный (45 тысяч человек и 208 орудий), Южный (48,5 тысяч человек и 195 орудий) и Рущукский (56 тысяч человек и 224 орудия). В стратегическом резерве находилось 10 тысяч человек. На подходе была од ...