Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Искусство

Искусство
Страница 4

Искусство Москвы 2-й половины XIII века почти ничем не представлено, за исключением немногочисленных археологических находок. Последние трудно расчленить с домонгольским периодом. Все, что известно об этом времени, относится к типичному городскому ремеслу, знакомому по раскопкам в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Смоленске.

На протяжении большей части XIV века основными культурными центрами Руси оставались Новгород и Тверь.

Архитектура Новгорода продолжала развиваться под влиянием западноевропейского искусства. Зрелый новгородский архитектурный стиль, представленный церковью Феофана Стратилата на Ручью, Спасо-Преображенским собором на Ильине улице и церковью Петра и Павла в Кожевниках, характеризовались небольшим размером и скромным декором. Именно в Новгороде начал работать великий византийский иконописец Феофан Грек, прибывший на Русь во 2-й половине XIV века. Здесь в 1373 году он расписал Спасо-Преображенский собор, фрески которого дошли до нашего времени. С деятельностью Грека связано возникновение самобытной новгородской школы иконописи. Наиболее известными иконами, написанными представителями этого стиля, так называемого "северного письма", во 2-й половине XIV-XV веков, являются: "Святой Георгий", "Отечество", "Молящиеся новгородцы", "Битва новгородцев с суздальцами".

Наряду с перечисленными стилями, существовала также и ростово-суздальская школа иконописи и архитектуры, которая стала колыбелью московского искусства. Она также испытала влияние Феофана Грека, который некоторое время работал в Нижнем Новгороде.

В культурном отношении Московское княжество в течение долгого времени по-прежнему оставалось на периферии. Только на рубеже XIV-XV веков начинается подъем, связанный со строительством нового Кремля. Князь Дмитрий Донской выстроил белокаменные стены, а псковские мастера возвели домовую великокняжескую церковь - Благовещенский собор. Также был сооружен Успенский собор.

В 1405 году Феофан Грек вместе со своим учеником Андреем Рублевым работал над фресками Благовещенского собора Московского Кремля. Они же написали и иконы для иконостаса. Здесь кисти Грека принадлежат: "Спас", "Иоанн Предтеча", "Богоматерь", а Рублеву - "Сретение", "Крещение", "Рождество Христово". Этот иконостас стал каноном Мя всех последующих русских иконописцев.

После выполнения заказа Василия I в Москве Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным в 1408 году расписывает Успенский собор во Владимире. Затем Рублев работал над Фресками Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре, а в конце жизни вернулся в Москву и расписал Спасский собор Андроникова монастыря. Вершиной творчества

Андрея Рублева является икона "Троица", написанная около 1411 года в память о Сергии Радонежском.

Новый всплеск строительной активности в Москве связан с именем Ивана III. Великий князь воспользовался услугами итальянских архитекторов Аристотеля Феорованти, братьев Антония и Марко Фрязиных, Пьетро Антонио Солари и Алевиза Нового.

Аристотель Феорованти выстроил в Кремле Успенский собор, взяв за образец одноименный собор во Владимире. Алевиз Новый является создателем Архангельского собора. Фрязин и Солари возвели знаменитую Грановитую палату. Одновременно начато строительство новых стен Кремля, который стал похож на типичный итальянский замок. В XVII веке на башнях Кремля надстроили шаровые перекрытия, чтобы придать крепости более "русский" вид. В 1508 году Фрязин построил колокольню Ивана Великого, которую в 1600 году по приказу Бориса Годунова надстроили на 2 яруса. В одно время с итальянцами в Москве работал художник Дионисий, который продолжал традиции Феофана Грека и Андрея Рублева. Наиболее известной из написанных им икон является "Распятие" (около 1500 года).

Страницы: 1 2 3 4 5

Культуры Правобережной Украины и Молдовы
На территории Правобережной Украины и Молдовы картина культурно-исторического развития была весьма сложной. Вместе с охотой, рыболовством и собирательством у некоторых племен этой зоны уже в V тысячелетие до н.э. появляются животноводство и земледелие. Характерными в связи с этим становятся долговременные поселения с землянками и наземн ...

Крестьянская реформа. Официальное упразднение крепостной зависимости в России
"Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" постановляло: "Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда" и им предоставляются "права свободных сельских обывателей" безо всякого выкупа в пользу помещиков. Государственная власт ...

Внутренняя политика Екатерины II
После переворота 28 июня 1762 года Екатерина осуществила заветную мечту, которую лелеяла целых 18 лет, она стала самодержавной русской императрицей, но удержаться в этом положении было так же трудно, даже труднее, чем достичь престола. Прежде всего, трудно было подчинить и дисциплинировать тех лиц, которым она обязана была восшествием ...