Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Искусство

Искусство
Страница 4

Искусство Москвы 2-й половины XIII века почти ничем не представлено, за исключением немногочисленных археологических находок. Последние трудно расчленить с домонгольским периодом. Все, что известно об этом времени, относится к типичному городскому ремеслу, знакомому по раскопкам в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Смоленске.

На протяжении большей части XIV века основными культурными центрами Руси оставались Новгород и Тверь.

Архитектура Новгорода продолжала развиваться под влиянием западноевропейского искусства. Зрелый новгородский архитектурный стиль, представленный церковью Феофана Стратилата на Ручью, Спасо-Преображенским собором на Ильине улице и церковью Петра и Павла в Кожевниках, характеризовались небольшим размером и скромным декором. Именно в Новгороде начал работать великий византийский иконописец Феофан Грек, прибывший на Русь во 2-й половине XIV века. Здесь в 1373 году он расписал Спасо-Преображенский собор, фрески которого дошли до нашего времени. С деятельностью Грека связано возникновение самобытной новгородской школы иконописи. Наиболее известными иконами, написанными представителями этого стиля, так называемого "северного письма", во 2-й половине XIV-XV веков, являются: "Святой Георгий", "Отечество", "Молящиеся новгородцы", "Битва новгородцев с суздальцами".

Наряду с перечисленными стилями, существовала также и ростово-суздальская школа иконописи и архитектуры, которая стала колыбелью московского искусства. Она также испытала влияние Феофана Грека, который некоторое время работал в Нижнем Новгороде.

В культурном отношении Московское княжество в течение долгого времени по-прежнему оставалось на периферии. Только на рубеже XIV-XV веков начинается подъем, связанный со строительством нового Кремля. Князь Дмитрий Донской выстроил белокаменные стены, а псковские мастера возвели домовую великокняжескую церковь - Благовещенский собор. Также был сооружен Успенский собор.

В 1405 году Феофан Грек вместе со своим учеником Андреем Рублевым работал над фресками Благовещенского собора Московского Кремля. Они же написали и иконы для иконостаса. Здесь кисти Грека принадлежат: "Спас", "Иоанн Предтеча", "Богоматерь", а Рублеву - "Сретение", "Крещение", "Рождество Христово". Этот иконостас стал каноном Мя всех последующих русских иконописцев.

После выполнения заказа Василия I в Москве Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным в 1408 году расписывает Успенский собор во Владимире. Затем Рублев работал над Фресками Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре, а в конце жизни вернулся в Москву и расписал Спасский собор Андроникова монастыря. Вершиной творчества

Андрея Рублева является икона "Троица", написанная около 1411 года в память о Сергии Радонежском.

Новый всплеск строительной активности в Москве связан с именем Ивана III. Великий князь воспользовался услугами итальянских архитекторов Аристотеля Феорованти, братьев Антония и Марко Фрязиных, Пьетро Антонио Солари и Алевиза Нового.

Аристотель Феорованти выстроил в Кремле Успенский собор, взяв за образец одноименный собор во Владимире. Алевиз Новый является создателем Архангельского собора. Фрязин и Солари возвели знаменитую Грановитую палату. Одновременно начато строительство новых стен Кремля, который стал похож на типичный итальянский замок. В XVII веке на башнях Кремля надстроили шаровые перекрытия, чтобы придать крепости более "русский" вид. В 1508 году Фрязин построил колокольню Ивана Великого, которую в 1600 году по приказу Бориса Годунова надстроили на 2 яруса. В одно время с итальянцами в Москве работал художник Дионисий, который продолжал традиции Феофана Грека и Андрея Рублева. Наиболее известной из написанных им икон является "Распятие" (около 1500 года).

Страницы: 1 2 3 4 5

Менделеев Дмитрий Иванович
Менделеев Дмитрий Иванович — гениальный русский химик, физик и натуралист в широком смысле этого слова. Родители Менделеева — чисто русского происхождения. Дед его по отцу был священником и носил фамилию Соколов; фамилию «Менделеев» получил, по обычаям того времени, в виде прозвища, отец Менделеева в духовном училище. Мать Менделеева п ...

Жизнь царицы Марии Ильиничны
Жизнь царицы Марии Ильиничны являлась как бы примером для всех цариц дома Романовых второй половины XVII века. Мария стала женой царя Алексея Михайловича благодаря весьма неприглядном интриге, к которой она лично не имела никакого отношения. А началось все 12 июля 1645 года, когда умер царь Михаил Федорович. В тот день русский трон зан ...

Исторический аспект становления российского меценатства
Меценатством богатые люди занимались издавна. Так, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, проводившему раз в пять лет общегреческие торжества поэтов, музыкантов, артистов. Однако символом меценатства стал ...