Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Искусство

Искусство
Страница 3

Судя по сохранившимся произведениям живописи, в них еще ярко выявлялись черты высокого искусства ростово-суздальской школы. В прикладном искусстве некоторое снижение уровня мастерства, несомненно, было за счет угона мастеров и снижения материальной базы для создания произведений искусства (прежде всего - отсутствие драгоценных металлов) и потери некоторых сложных технических навыков. Но' оно обогащалось за счет народного искусства, а следовательно, ярче выявляло его национальные особенности. Последние проявились и в профессиональном искусстве ростовской живописи. Черты народной интерпретации образов в простоватых, но эмоционально напряженных лицах уже выявлены в чеканке деисуса на золотом окладе XII века с иконы Владимирской Богоматери. В то же время это произведение сохраняет монументальное величие фигур с искусной домонгольской пластикой одежд в византийской традиции.

Новгород не был разорен во время монголо-татарского нашествия, но новгородское прикладное искусство во 2-й половине XIII века переживало большую ломку, как и искусство среднерусских земель. Это можно проследить прежде всего по иконографическим изображениям на золоте и серебре, то есть на произведениях, сделанных не простыми ремесленниками, а городскими мастерами прикладного искусства. Подписанных и точно датированных произведений новгородского происхождения, относящихся к этому времени, нет. В самом Новгороде и его окрестностях не сохранилось ни одного не разрозненного комплекса церковных или монастырских ризниц, кроме ризницы Софийского собора.

Ценнейшим источником для выявления новгородских Древностей является Оружейная палата Московского Кремля и ризница Троице-Сергиевой лавры.

Археологические раскопки в Новгороде мало помогают разработке истории прикладного искусства, так как они дают больше рядового материала бытового назначения, как, например, кресты-тельники, височные кольца, серьги, булавки, перстни, браслеты. В конце XV века из Новгорода в Москву попало значительное количество древних новгородских произведений в качестве "поминков", полученных Иваном III, и изъятий, произведенных после покорения Новгорода. Вывозил из Новгорода произведения искусства и Иван Грозный. Великий Новгород был одним из центров производства перегородчатых эмалей в домонгольское время.

В процессе сохранения и собирания художественного наследия Северо-восточной Руси после ее разорения монголо-татарами Твери принадлежит особо важное место.

Уже в середине XIII века по всей Тверской земле наблюдается размах деревянного строительства. В 1240 году в Твери князем Ярославом Всеволодовичем была перенесена на правый берег Волги и заново срублена крепость. В разных местах Тверского княжества строилось много деревянных церквей и монастырей, впоследствии разрушенных, но оставивших о себе известия, собранные в XIX веке местными краеведами. К XIII веку относится, например, известие о древнем монастыре на реке Жабне близ Калязина, разоренного татарами.

В XIII веке увеличивалось и число рядовых тверских городов, которые расширялись, обрастали посадами, что служит ярким показателем процесса возрождения экономики и культуры русского города, несмотря на татарский гнет и феодальные междоусобицы. Строительство в Твери шло такими темпами, что оно предполагало и стабильность материальной базы у тверских князей, и наличие достаточного количества мастеров разных специальностей. И, что особенно важно, в Твери развивалось уже каменное зодчество.

В 1285 году тверской князь Михаил Ярославич и его мать Оксинья заложили каменный храм Спаса Преображения на месте деревянного соборного храма Козьмы и Дамиана, сгоревшего в 1282 году. В 1290 году храм уже был завершен, а спустя два года расписан фресковой живописью. Об этом позаботился тверской владыка Андрей, нанявший лучших художников и иконописцев. В 1297 году освящена церковь Афанасия и срублен город Зубков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Архиерейские школы
Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Феофан Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения, горячий приверженец новых общественных реформ. Ф. Прокопович составил «Духовный рег­ламент». Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ корен­ным образом ...

Хозяйственный упадок 70-80-х гг. XVI в.
Корни Смутного времени начала XVII в. следует искать в предшествующей московской жизни. Предвестником будущих событий явился кризис 70-80-х гг. XVI в., затронувший различные стороны жизни страны. Ко времени отмены опричнины в 1572 г. Россия пришла хозяйственно разоренной и экономически обессиленной, но в 70-80-е гг. XVI в. обнищание кре ...

Итоги опричнины
Опричнина не прошла бесследно в жизни русского общества и государства. Под ее влиянием произошли глубокие перемены в структуре сословий, которые сказались и на дальнейшем развитии российской государственности. Хотя опричнина и не уничтожила боярство, тем не менее, она нанесла серьезный удар по родовому землевладению и аристократической ...