Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Искусство

Искусство
Страница 1

Еще до введения христианства на Руси в Киеве существовали христианские храмы, однако их внешний вид неизвестен. Точно также нам неизвестно, как выглядела знаменитая Десятинная церковь, построенная в столице в 989-996 годы князем Владимиром. Она была уничтожена при взятии Киева монголами, и до нашего времени дошел только ее фундамент, обнаруженный археологами. Наиболее старыми из сохранившихся памятников древнерусского зодчества являются сильно перестроенные в последующие эпохи храмы времен князя Ярослава Мудрого.

По инициативе князя Ярослава в Киеве был заложен собор святой Софии. Это величественное пятинефное сооружение, построенное по византийским канонам, должно было стать символом торжества новой религии в Древнерусском государстве. В 1045-1050 годы Софийский собор был возведен в Новгороде, немного позже - в Полоцке. Одновременно шло строительство больших храмов в Чернигове - Спасо-Преображенский собор, в Тмутаракани. Соборы украшались замечательной живописью и мозаикой. Причем в киевской Софии живопись была не только религиозного, но и бытового характера. Так, фрески на лестнице, ведущей на хоры, изображали сцены княжеской охоты, музыкантов и скоморохов, а также игры на константинопольском ипподроме. В самом храме две стены украшены портретными изображениями семьи Ярослава. Мозаики и росписи, выполненные византийскими мастерами, почти целиком покрывают стены и потолок собора. Эти изображения зрительно представляют прихожанам, не знакомым со Священным писанием, евангельскую легенду.

После смерти Ярослава его наследники отказались от возведения гигантских соборов по примеру Софии, уделяя больше внимания строительству монастырей с большими храмами. Трехнефные соборы Дмитриевского, Печерского и Выдубицкого монастырей по сравнению с киевской Софией более строги и просты, обладали меньшими размерами. Большим своеобразием, отметившим отход от византийских традиций и становление национальной архитектурной школы, отличается храм Спаса на Берестове, где князь Святослав Ярославич выстроил монастырь. В этом соборе были обнаружены фрагменты фресок. Примечательны также мозаики церкви Архангела Михаила Михайловского монастыря, выполненные в 1111-1112 годах.

В конце XI века началось формирование самобытных архитектурных школ на севере - северо-западе Древнерусского государства. Наиболее бурно этот процесс шел в Новгороде, где в 1136 году была создана феодальная республика. Первыми памятниками новгородской школы стали Николо-Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря и Георгиевский собор Юрьева монастыря, созданный в 10-х годах XII века. Храмы стали более компактными-, меньшими в размерах, увенчанные только одним куполом. Характерна строгая простота внешнего облика, подчеркнутая скупость отделки. Классическим примером новгородского стиля является знаменитая церковь Спаса Преображения на Нередице, построенная в 1198 году. Росписи этого храма, уничтоженные во время второй мировой войны, - образец самобытной новгородской школы живописи, сформировавшейся во 2-й половине XII века под влиянием романского стиля Западной Европы.

Наряду с фресками и мозаикой из Византии на Русь пришла и иконопись. Большинство русских икон домонгольского периода были уничтожены во время нашествия Батыя. Поэтому большинство дошедших до нас икон XI - XIII веков - из Новгорода. Большие иконы новгородских мастеров "Устюжское Благовещение", "Успение" и "Спас Нерукотворный" исполнены высоким аристократизмом, глубокой духовностью и подлинным величием.

Начало формирования второй значительной школы древнерусского искусства, владимиро-суздальской, связано с правлением князя Юрия Долгорукого, который построил множество крепостей. Поэтому храмы его эпохи несут в себе элементы замковой архитектуры. Таковы построенная в 1152 году церковь Бориса и Глеба в Кидекше и возведенный в 1152-1157 годах Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. При его сыне Андрее Боголюбском началось большое строительство в столице княжества Владимире, где главным храмом стал выстроенный в 1158-1160 годах Успенский собор. Самым значительным архитектурным памятником времен правления князя Андрея является классический пример владимиро-суздальского зодчества церковь Покрова на Нерли (1165). Этот храм представляет собой однокупольное четырехстолпное сооружение, фасад которого разделен арками на три части и украшен резьбой на камне. Андрей Боголюбский привлек к работе каменотесов и строителей из Западной Европы, о чем свидетельствуют элементы романской архитектуры, свойственные владимиро-суздальской школе. При князе Всеволоде главным храмом княжества становится владимирский дворцовый Дмитриевский собор, построенный в 1194-1197 годах. Фасад этого здания богато украшен скульптурами, созданными под сильным западным влиянием.

Страницы: 1 2 3 4 5

Государственный деятель
Он стремится предвидеть все, что должно произойти, так как полагаться на случай нельзя, следует всегда быть готовым ко всему, действовать без промедления. В нём нет ничего от идеолога, ибо духу его в высшей степени присущи три великих качества государственного мужа: реализм, здравый смысл и воображение. Он вовлекает своих сотрудников, ...

Ливонская воина. Опричнина. Предпосылки ливонской войны
К концу 50-х годов XVI века в канун Ливонской кампании Россия была наиболее могущественной военной державой Европы. В области внешней политики государства начинали преобладать интересы русского дворянства, имевшего территориальные интересы в Прибалтике. Нарождающийся единый всероссийский рынок требовал естественного и удобного выхода к ...

Финансовая реформа
Самую выдающуюся роль сыграл Татаринов (был заграницей, специально был послан изучать финансовую структуру европейских стран). 1) В 1860 г. – организован государственный банк кредитования торговли и промышленности. Изменения классовой направленности финансовой политики (для поощрения российской буржуазии), деятельность этого банка мног ...