Исторические хроники » Роль реформ Сперанского в первой трети ХІХ века » Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского

Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского
Страница 2

Если вся система государственного управления держится лишь на единоличной самодержавной власти, а не на законах и общегосударственном едином плане преобразований, то любые преобразования бессмысленны: управление на местах выльется в произвол чиновников, а все преобразования будут локальны, противоречивы и лишь будут тормозить друг друга.

В 1803 г. Сперанский завершил обширный труд "Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России". В этой работе Сперанский пытается разобраться, из каких частей "слагается государственное управление вообще", определить компетенцию каждой из этих частей, в т. ч. пытается исследовать устройство монархического правления и на основе своих теоретических рассуждений составить приемлемый для России образец управления. По мнению Сперанского, в ведении всякого правительства находятся «четыре главных предмета»:1)Полиция, 2) Суд, 3)Войско, 4)Внешние сношения и государственное хозяйство. Управление страной должно быть организовано на принципах подотчетности, единой организации административно-территориального деления и подчинения общегосударственным законам. Любое управление, по мнению Сперанского, должно быть ограничено и соответствовать исторической традиции той территории, на которую оно распространяется.

Органами исполнительной власти являются учреждения. В России, по мнению Сперанского, прежде всего в усовершенствовании нуждаются полиция и экономия. Все предметы государственного управления делятся на предметы, относящиеся к законодательной власти, и предметы, относящиеся к исполнительной власти. К законодательной власти относится все, что касается "постановления, усовершения и охранения законов"; к исполнительной - все, что касается постановления временных учреждений и исполнения законов. Законы Сперанский делит на три рода: Государственный (Конституционный), гражданский и уголовный.

Сперанский также определяет функции Сената исполнительного, законодательного; Суда и полиции. В частности, Сенат исполнительный состоит из отделения управления (администрации) и отделения суда, а Сенат законодательный составляют сенаторы, назначаемые губернаторами. К компетенции законодательного Сената относятся «постановления закона гражданского и уголовного»; «усовершения закона гражданского и уголовного и охранение закона в исполнении его». На первое время Сперанский делит Сенат исполнительный на две части: судную и управление. Судная часть включает в себя гражданские и уголовные департаменты. Суды делятся на уголовные и гражданские. Дела в суд поставляются от Сената судного, от Комиссии, от Сената управляющего, от Государя и от министерств. Судебный процесс состоит из трех главных частей: следствия, суждения и приговора.

В 1804 написал две работы "О духе правительства" и "О образе правления", но главным теоретическим трудом Сперанского по праву считается "Введение к Уложению государственных законов". Предыстория этого сочинения была такова Еще в самом конце 1808 г. император объявил Сперанскому, что "желает даровать России конституцию". Сперанский вновь с головой погружается в работу, и в октябре 1809 г. было завершено "Введение к Уложению государственных законов". К началу октября 1809 г. "Введение к уложению государственных законов" или "План всеобщего государственного образования", как иначе называл его Сперанский.

Сперанский рассуждает о законах государственных вообще, "о разделении их на основные или неподвижные и преходящие", обосновывает механизм принятия тех и других и их применение. Потом он принялся за разработку проекта нового государственного управления на всех его уровнях: от кабинета министров до волостного правления.

"Власть", - подчеркивал Сперанский,- должно различать от самовластия. Власть (основанная на законах) дает силу правительству, а самовластие ее разрушает, ибо самовластие, даже и тогда, когда оно поступает справедливо, имеет вид притеснения . Правильное законодательство дает более истинную силу правительству, нежели неограниченное самовластие. В Англии закон дает правительству власть, и потому оно может быть там сильно, в Турции закон дает правительству самовластие, и потому о там всегда должно быть слабо. Известно, что в России власть правительства не ограничена, а потому истинная сила правительства в сем отношении всегда у нас весьма слаба и пребудет таковою, доколе закон не уставит ее в истинных ее отношениях".

Сперанский приходит к заключению, что "истинная сила правительства состоит: 1) в законе, 2) в образе управления, 3) в воспитании, 4) в военной силе, 5) в финансах". Из этих элементов "три первые у нас", по его словам, почти не существуют.

Верховная власть. Сперанский не посягал на монархическое государственное устройство. Императору принадлежала вся полнота власти. В "Проекте Уложения государственных законов" он очертил прерогативы монарха: "По праву державной власти и в порядке, для нее установленном, император есть верховный законодатель, без коего никакой закон совершится не может. Он есть верховный охранитель правосудия, и в сем уважении суд производится его имянем. Он есть верховное начало силы исполнительной.

Страницы: 1 2 3 4 5

Петербургское совещание 1820 г. решение о республике
Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения намеченных целей. Очевидно что одного общественного мнения не хватит для достижения цели. Нет ли другой силы, на которую можно опереться и совершить революционный переворот? Не является ли этой силой армия? В армии в то время уже давно шл ...

Ранние преддекабристские организации
Созданию тайного общества декабристов предшествовало образование тесных товарищеских групп, в которых можно постоянно обмениваться мыслями, обсуждать волнующие вопросы. Первому тайному обществу декабристов предшествовало создание нескольких более ранних организаций. Все они послужили школой будущего движения, его непосредственно предпо ...

Принятие Декларации независимости
5 сентября 1774 года в Филадельфии был созван I Континентальный конгресс, в работе которого приняли участие представители 12 колоний (Джорджия не участвовала). Конгресс направил королю послание, требовавшее отмены законов, нарушающих интересы колоний, и объявлял бойкот английским товарам вплоть до полной отмены дискриминационных актов. ...