Исторические хроники » Роль реформ Сперанского в первой трети ХІХ века » Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского

Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского
Страница 2

Если вся система государственного управления держится лишь на единоличной самодержавной власти, а не на законах и общегосударственном едином плане преобразований, то любые преобразования бессмысленны: управление на местах выльется в произвол чиновников, а все преобразования будут локальны, противоречивы и лишь будут тормозить друг друга.

В 1803 г. Сперанский завершил обширный труд "Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России". В этой работе Сперанский пытается разобраться, из каких частей "слагается государственное управление вообще", определить компетенцию каждой из этих частей, в т. ч. пытается исследовать устройство монархического правления и на основе своих теоретических рассуждений составить приемлемый для России образец управления. По мнению Сперанского, в ведении всякого правительства находятся «четыре главных предмета»:1)Полиция, 2) Суд, 3)Войско, 4)Внешние сношения и государственное хозяйство. Управление страной должно быть организовано на принципах подотчетности, единой организации административно-территориального деления и подчинения общегосударственным законам. Любое управление, по мнению Сперанского, должно быть ограничено и соответствовать исторической традиции той территории, на которую оно распространяется.

Органами исполнительной власти являются учреждения. В России, по мнению Сперанского, прежде всего в усовершенствовании нуждаются полиция и экономия. Все предметы государственного управления делятся на предметы, относящиеся к законодательной власти, и предметы, относящиеся к исполнительной власти. К законодательной власти относится все, что касается "постановления, усовершения и охранения законов"; к исполнительной - все, что касается постановления временных учреждений и исполнения законов. Законы Сперанский делит на три рода: Государственный (Конституционный), гражданский и уголовный.

Сперанский также определяет функции Сената исполнительного, законодательного; Суда и полиции. В частности, Сенат исполнительный состоит из отделения управления (администрации) и отделения суда, а Сенат законодательный составляют сенаторы, назначаемые губернаторами. К компетенции законодательного Сената относятся «постановления закона гражданского и уголовного»; «усовершения закона гражданского и уголовного и охранение закона в исполнении его». На первое время Сперанский делит Сенат исполнительный на две части: судную и управление. Судная часть включает в себя гражданские и уголовные департаменты. Суды делятся на уголовные и гражданские. Дела в суд поставляются от Сената судного, от Комиссии, от Сената управляющего, от Государя и от министерств. Судебный процесс состоит из трех главных частей: следствия, суждения и приговора.

В 1804 написал две работы "О духе правительства" и "О образе правления", но главным теоретическим трудом Сперанского по праву считается "Введение к Уложению государственных законов". Предыстория этого сочинения была такова Еще в самом конце 1808 г. император объявил Сперанскому, что "желает даровать России конституцию". Сперанский вновь с головой погружается в работу, и в октябре 1809 г. было завершено "Введение к Уложению государственных законов". К началу октября 1809 г. "Введение к уложению государственных законов" или "План всеобщего государственного образования", как иначе называл его Сперанский.

Сперанский рассуждает о законах государственных вообще, "о разделении их на основные или неподвижные и преходящие", обосновывает механизм принятия тех и других и их применение. Потом он принялся за разработку проекта нового государственного управления на всех его уровнях: от кабинета министров до волостного правления.

"Власть", - подчеркивал Сперанский,- должно различать от самовластия. Власть (основанная на законах) дает силу правительству, а самовластие ее разрушает, ибо самовластие, даже и тогда, когда оно поступает справедливо, имеет вид притеснения . Правильное законодательство дает более истинную силу правительству, нежели неограниченное самовластие. В Англии закон дает правительству власть, и потому оно может быть там сильно, в Турции закон дает правительству самовластие, и потому о там всегда должно быть слабо. Известно, что в России власть правительства не ограничена, а потому истинная сила правительства в сем отношении всегда у нас весьма слаба и пребудет таковою, доколе закон не уставит ее в истинных ее отношениях".

Сперанский приходит к заключению, что "истинная сила правительства состоит: 1) в законе, 2) в образе управления, 3) в воспитании, 4) в военной силе, 5) в финансах". Из этих элементов "три первые у нас", по его словам, почти не существуют.

Верховная власть. Сперанский не посягал на монархическое государственное устройство. Императору принадлежала вся полнота власти. В "Проекте Уложения государственных законов" он очертил прерогативы монарха: "По праву державной власти и в порядке, для нее установленном, император есть верховный законодатель, без коего никакой закон совершится не может. Он есть верховный охранитель правосудия, и в сем уважении суд производится его имянем. Он есть верховное начало силы исполнительной.

Страницы: 1 2 3 4 5

Политическая деятельность Линкольна на посту президента США в годы Гражданской войны 1861-1865 гг.
Десятилетие, непосредственно предшествовавшее Гражданской войне, было временем стремительно развивавшегося революционного кризиса. Обострению вопроса о рабстве способствовали политические факторы. В течение нескольких десятков лет рабовладельцы контролировали центральные звенья политической власти в стране: пост президента, конгресс и В ...

Компетенция Союза ССР и союзных республик
Договор об образовании сосредотачивал в ведении Союза ССР вопросы, имеющие общесоюзные значения: представительств Союза в международных отношениях, объявление войны и заключения мира, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, транспортным, почтово-телеграфным делом, организацию и руководство вооруженными силами ...

Генеральное межевание земель России в XVIII веке.
Генеральное межевание может считаться логическим завершением писцовых межеваний. В XVIII веке в России начинает применяться так называемый геометрический метод межевания, при котором довольно точно определялись как общая площадь владений, так и площадь всех угодий. Начато генеральное межевание с обнародования Манифеста о генеральном раз ...