Исторические хроники » Роль реформ Сперанского в первой трети ХІХ века » Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского

Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского
Страница 1

Сперанский недаром снискал славу "золотого пера". Наряду с выполнением многочисленных обязанностей по службе он подготовил ряд проектов и записок. Записки Сперанского были предназначены для узкого круга читателей, прежде всего для царя. Широкой публики они стали известны много позже смерти реформатора, сначала только в цитатах и в выдержках, и лишь почти век спустя они были опубликованы в полном виде. Какие же идеи развивал в своих проектах реформатор и почему в подцензурной России его труды столь долгое время находили неудобным для публикации.

В записке "О коренных законах государства", написанной Сперанским в 1802 г., подчеркивалось, что источником власти правительства является государство, а в основе всего в государстве лежит закон. "Всякое правительство существует на условии и доколе оно исполняет сие условие, дотоле оно законно". Силу же правительства составляет народ. В зависимости от степени законности, Сперанский различает два образа правления: 1) деспотическое, которое смыкается с патриархальным или домашним; 2) ограниченную монархию или умеренную аристократию. Этот тип правительств возникает на основе коренных законов государства, какими народ ограничил власть правительства.

По мнению Сперанского, любое государство имеет два образа правления, которые подчас противоречат друг другу: внешний и внутренний. Внешний образ правления это: "все те гласные и открытые постановления. Грамоты, учреждения, уставы, коими силы государственные содержатся между собою в видимом равновесии".

Внутренний образ правления: "это такое расположение государственных сил, по коему ни одна из них не может взять перевеса в общей системе, не разрушив всех ее отношений".

Сперанский делит всех граждан государства на два больших класса: высший (дворянство) и низший (народ). Дворяне обладают активным избирательным правом и, будучи избранными, на государственной службе должны быть независимы, а " пользы их были соединены с пользами народа". Народ как низший класс имеет право на собственность, участие в составлении коренных законов, участие в управлении и "на суд равных ему".

Важное внимание Сперанский уделяет единству народа. Он пишет: "А главное народ должен быть единым во всей своей массе. А если народные группы будут сражаться, то им нечего будет противопоставить правительству."

Сперанский выступает за постепенное ограничение прав дворянства. По его мнению, это можно сделать путем установления права первородства и введением законов, которые уничтожат классовое различие. Останутся только "различия мест и должностей". Так как значительной привилегией дворян является владение крепостными, Сперанский настаивает на уничтожении крепостного права и на пути к его уничтожению выделял два этапа: на первом этапе крестьяне перейдут из личной крепостной зависимости в "приписные" крестьяне, и помещик будет требовать ограниченный набор повинностей. На втором этапе крестьяне должны получить право свободного перехода от одного помещика к другому.

В том же 1802 г. Сперанским была подготовлена записка "Размышления о государственном устройстве империи".

В этой работе Сперанский пишет о том, что метания от одного плана государственного устройства к другому приводит к отсутствию определенного образа правления и четких институтов власти, и, следовательно, самые "благоразумные и спасительные законы" не имеют смысла.

Если в государстве правит самодержавный монарх, то "народ будет все то, чем власть предержащая быть ему повелит". Попытки механического заимствования опыта других государств, которые те государства приобретали веками, не приведут к реальному изменению ситуации в стране, но заставят народ думать, что все изменилось

Без общего плана реформ даже государь, искренне горящий желанием преобразований, неизбежно погрязнет в частностях, толпа министров будет своими хаотичными несогласованными и, как следствие, безответственными действиями неизбежно тормозить проведение любых преобразований в жизнь. А если государь забудет все те надежды на преобразования, которые связывал с ним народ, испугается перемен и купится на простоту деспотической власти, то в таком случае у его государства будут два пути: 1) народы, проснувшиеся от спячки "найдут себя в бездне рабства. Тогда бешенство страстей народных, неминуемое следствие слабости, заступит место силы и благоразумия. Необузданная вольность и безначалие представляется единым средством к свободе.

2) Если цепи народа так волшебно составятся, что он никогда разорвать их или не захочет, или не будет в силах; положим, что никакое обстоятельство не возмутит того глубокого сна, в коем он будет погружен, но чтоб продолжить сей мнимый покой надобно, чтоб правительство было справедливо".

Но ни один деспотический государь не сможет править справедливо и беспристрастно, благодаря людям из своего окружения, которые, не имея при деспотической власти политического веса, захотят быть хотя бы "независимо богатыми". "…Корыстолюбие столь сильно душами не обладает, как при неограниченном правлении".

Страницы: 1 2 3 4 5

Просветительская деятельность  святых братьев
Когда к византийскому императору прибыло посольство от хазарского кагана с просьбой прислать мусульманам ученых для знакомства с христианством, император и патриарх единодушно выбрали Константина. Император поручал ему самые важные и ответственные миссии. История церкви отмечает победу Константина в диспутах с патриархом Иоанном, приве ...

Государственный строй. Конституционные органы Советского государства
В период войны полностью сохраняли свои конституционные правомочия и действовали высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР, а также наркоматы и ведомства, республиканские органы власти и управления, местные органы и др1. Созданные временные чрезвычайные ...

Монархические партии и движения
Манифест 17 октября ускорил поляризацию политических сил. Как только телеграф разнес весть об обещанных свободах, начались митинги и демократические демонстрации. Вслед за этим проявили себя силы, лояльные царскому режиму. Патриотические манифестации зачастую перерастали в погромы, особенно кровопролитные в черте "еврейской оседлос ...