Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты
и записки М.М. СперанскогоСтраница 4
Сперанский подчеркивал: "Сенат есть верховное судилище для всей империи". Однако, по его замыслу, функции Сенаты не должны были ограничиваться только судебными дел. В сущности, Сперанский, развивая идеи, изложенные им за шесть лет до этого в "Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений", проектировал создать под именем Сената два органа: Правительствующий и Судебный. Первый, по его предложению, должен был состоять из министров, их товарищей и быть единым для всей империи. По замыслу Сперанского в компетенцию Правительствующего сената должны были входить три категории дел: 1) не подлежащие ни одному из министров (обнародование законов); 2) дела, в соответствии с законодательством принадлежащие только Сенату (заключение договоров и размещение подрядов на "важные" суммы, назначение на ответственные должности); 3) дела, которые должны докладываться императору. Таким образом, на Сенат возлагался, с одной стороны, надзор за центральной властью, с другой - непосредственное управление, т. е. два рода деятельности, взаимно исключающие друг друга. Из многочисленных писем, записок и заметок Сперанского можно заключить, что он сам чувствовал недостатки нового управления, которое назвал "полуустройством".
Что же касается Судебного сената, то он, по мнению Сперанского, должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны и избранных дворян, причем тех и других должно быть поровну. Предлагалось, что решения должны быть окончательными и обжалованию не подлежать.
Предполагалось приблизить Судебный сенат к населению и разместить по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. Каждое сенатское присутствие должно было состоять из четырех департаментов по рассмотрению казенных дел, по частным делам, уголовным и межевым (временно).
Исполнительная власть, или порядок исполнительный, волостное управление во главе с начальником, окружное управление во главе с окружным начальником, губернское управление во главе с губернатором. Сперанский предлагал значительно расширить власть губернаторов. Для координации действий различных ведомств в губерниях он предлагал создать губернское правительство, подразделявшееся на три "експедиции": полицейскую, народной промышленности, казенную.
Губернские и окружные управления, по выражению Сперанского, составлялись на тех же самых правилах, но только в меньшем виде, что и министерства. Сперанский, сам принимавший участие в создании министерств.
Однако Сперанский лучше кого-либо видел недостатки существующей министерской системы. Он обращал внимание на отсутствие надлежащей ответственности министров. Ответственность министра состоит в том, что он должен четко выполнять действующий закон, но поскольку трудно исполнять законы, которые не находят понимания в обществе, то министрам ничего не оставалось как или уклоняться от их исполнения, или "с горечью и молчанием переносить тяжесть своего положения". Сперанский отмечал также некоторую неточность и несоразмерность в разделении дел, а также недостаток точных правил или учреждений, на основе которых должно действовать министерство.
Сперанский предлагал: 1) определить инструкциями границы деятельности министерств, их четкую ответственность за определенную сферу деятельности; 2) упразднить министерство коммерции, присоединив его к министерству финансов; 3) создать министерство путей сообщения, так как "в России все еще надобно заводить и вновь строить"; 4) учредить "особое государственное казначейство" и особый же государственный контроль. Предложение это объяснялось тем, что министерство финансов занималось источниками доходов, движением входящих в казначейство капиталов, их выделением, отчетом (контролем) в расходовании средств. Министр финансов, таким образом, сам себя и контролировал; 5) создать специальное министерство полиции, которое должно включать в свою структуру полицию учредительную (занимающуюся паспортным режимом, надзором за зрелищными мероприятиями, публичными собраниями и пр., а также выполняющую роль политической полиции) и полицию исполнительную (которой вменялась в обязанность пресечение всех нарушений безопасности, устройство внутренней стражи, содержание смирительные учреждения)
Задуманную Сперанским многоуровневую систему законодательных, исполнительных и судебных органов можно представить в виде следующей схемы:
ИМПЕРАТОР | ||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ | ||
Порядок законодательный |
Порядок исполнительный |
Порядок судный |
Государственная дума |
Министерства |
Сенат |
Губернские думы |
Губернские управления |
Губернский суд |
Окружные думы |
Окружные управления |
Окружной суд |
Волостные думы |
Волостные управления |
Волостной суд |
Джордж Вашингтон: Начало пути. Введение
Джордж Вашингтон родился 22 февраля 1732 года в Уэйкфилд, штат Виргиния, в семье, уже четвертое поколение которой проживало в Виргинии. Получил поверхностное школьное образование, в одиннадцатилетнем возрасте потерял своего отца Августина, владельца табачной плантации. Его воспитывал сводный брат Лоуренс, после смерти, которого он унасл ...
Моряк с тремя языками
В 1939 году Николай Герасимович был назначен Сталиным наркомом не только за успехи в командовании крейсером "Червона Украина", работу военным советником в республиканской Испании или руководство Тихоокеанским флотом. Молодой, высокий, красивый моряк, награжденный орденами "Знак Почета", Красной Звезды, Ленина и Красн ...
Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок
абсолютизма
Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры ...