Исторические хроники » Роль реформ Сперанского в первой трети ХІХ века » Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского

Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского
Страница 4

Сперанский подчеркивал: "Сенат есть верховное судилище для всей империи". Однако, по его замыслу, функции Сенаты не должны были ограничиваться только судебными дел. В сущности, Сперанский, развивая идеи, изложенные им за шесть лет до этого в "Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений", проектировал создать под именем Сената два органа: Правительствующий и Судебный. Первый, по его предложению, должен был состоять из министров, их товарищей и быть единым для всей империи. По замыслу Сперанского в компетенцию Правительствующего сената должны были входить три категории дел: 1) не подлежащие ни одному из министров (обнародование законов); 2) дела, в соответствии с законодательством принадлежащие только Сенату (заключение договоров и размещение подрядов на "важные" суммы, назначение на ответственные должности); 3) дела, которые должны докладываться императору. Таким образом, на Сенат возлагался, с одной стороны, надзор за центральной властью, с другой - непосредственное управление, т. е. два рода деятельности, взаимно исключающие друг друга. Из многочисленных писем, записок и заметок Сперанского можно заключить, что он сам чувствовал недостатки нового управления, которое назвал "полуустройством".

Что же касается Судебного сената, то он, по мнению Сперанского, должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны и избранных дворян, причем тех и других должно быть поровну. Предлагалось, что решения должны быть окончательными и обжалованию не подлежать.

Предполагалось приблизить Судебный сенат к населению и разместить по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. Каждое сенатское присутствие должно было состоять из четырех департаментов по рассмотрению казенных дел, по частным делам, уголовным и межевым (временно).

Исполнительная власть, или порядок исполнительный, волостное управление во главе с начальником, окружное управление во главе с окружным начальником, губернское управление во главе с губернатором. Сперанский предлагал значительно расширить власть губернаторов. Для координации действий различных ведомств в губерниях он предлагал создать губернское правительство, подразделявшееся на три "експедиции": полицейскую, народной промышленности, казенную.

Губернские и окружные управления, по выражению Сперанского, составлялись на тех же самых правилах, но только в меньшем виде, что и министерства. Сперанский, сам принимавший участие в создании министерств.

Однако Сперанский лучше кого-либо видел недостатки существующей министерской системы. Он обращал внимание на отсутствие надлежащей ответственности министров. Ответственность министра состоит в том, что он должен четко выполнять действующий закон, но поскольку трудно исполнять законы, которые не находят понимания в обществе, то министрам ничего не оставалось как или уклоняться от их исполнения, или "с горечью и молчанием переносить тяжесть своего положения". Сперанский отмечал также некоторую неточность и несоразмерность в разделении дел, а также недостаток точных правил или учреждений, на основе которых должно действовать министерство.

Сперанский предлагал: 1) определить инструкциями границы деятельности министерств, их четкую ответственность за определенную сферу деятельности; 2) упразднить министерство коммерции, присоединив его к министерству финансов; 3) создать министерство путей сообщения, так как "в России все еще надобно заводить и вновь строить"; 4) учредить "особое государственное казначейство" и особый же государственный контроль. Предложение это объяснялось тем, что министерство финансов занималось источниками доходов, движением входящих в казначейство капиталов, их выделением, отчетом (контролем) в расходовании средств. Министр финансов, таким образом, сам себя и контролировал; 5) создать специальное министерство полиции, которое должно включать в свою структуру полицию учредительную (занимающуюся паспортным режимом, надзором за зрелищными мероприятиями, публичными собраниями и пр., а также выполняющую роль политической полиции) и полицию исполнительную (которой вменялась в обязанность пресечение всех нарушений безопасности, устройство внутренней стражи, содержание смирительные учреждения)

Задуманную Сперанским многоуровневую систему законодательных, исполнительных и судебных органов можно представить в виде следующей схемы:

 

ИМПЕРАТОР

 
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

 

Порядок законодательный

Порядок исполнительный

Порядок судный

Государственная дума

Министерства

Сенат

Губернские думы

Губернские управления

Губернский суд

Окружные думы

Окружные управления

Окружной суд

Волостные думы

Волостные управления

Волостной суд

Страницы: 1 2 3 4 5

Культура Эдо.
В период Токугава выкристаллизовалась и та культура, которую последующие поколения стали считать традиционной для Японии. В некоторых сферах, особенно касающихся вопросов этики, политических и общественных приоритетов, она явилась результатом очередной волны китаизации. Неоконфуцианство времен китайской династии Сун было принято в качес ...

Национальные особенности
Синтоистские храмы насчитывают в этой стране около 109 млн. прихожан (синтоизм – религиозное течение, в котором насчитывается около 200 направлений). Буддистские – 96 млн. адептов. Христианские приходы – примерно 1,5 млн. человек. Около 1,1 млн. человек объединяют различные секты смешанного типа. Большое значение играет посуда, сервиро ...

Следствие и «суд» над декабристами
Сразу же после восстания на Сенатской площади в ночь на 15 декабря начались аресты. Декабристов возили на допрос непосредственно к самому Николаю I. Следствие было сосредоточено не на идеологии декабристов, не на их политических требованиях, а на вопросе цареубийства. Поведение декабристов было различно. Некоторые плакались выдавали т ...