Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты
и записки М.М. СперанскогоСтраница 4
Сперанский подчеркивал: "Сенат есть верховное судилище для всей империи". Однако, по его замыслу, функции Сенаты не должны были ограничиваться только судебными дел. В сущности, Сперанский, развивая идеи, изложенные им за шесть лет до этого в "Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений", проектировал создать под именем Сената два органа: Правительствующий и Судебный. Первый, по его предложению, должен был состоять из министров, их товарищей и быть единым для всей империи. По замыслу Сперанского в компетенцию Правительствующего сената должны были входить три категории дел: 1) не подлежащие ни одному из министров (обнародование законов); 2) дела, в соответствии с законодательством принадлежащие только Сенату (заключение договоров и размещение подрядов на "важные" суммы, назначение на ответственные должности); 3) дела, которые должны докладываться императору. Таким образом, на Сенат возлагался, с одной стороны, надзор за центральной властью, с другой - непосредственное управление, т. е. два рода деятельности, взаимно исключающие друг друга. Из многочисленных писем, записок и заметок Сперанского можно заключить, что он сам чувствовал недостатки нового управления, которое назвал "полуустройством".
Что же касается Судебного сената, то он, по мнению Сперанского, должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны и избранных дворян, причем тех и других должно быть поровну. Предлагалось, что решения должны быть окончательными и обжалованию не подлежать.
Предполагалось приблизить Судебный сенат к населению и разместить по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. Каждое сенатское присутствие должно было состоять из четырех департаментов по рассмотрению казенных дел, по частным делам, уголовным и межевым (временно).
Исполнительная власть, или порядок исполнительный, волостное управление во главе с начальником, окружное управление во главе с окружным начальником, губернское управление во главе с губернатором. Сперанский предлагал значительно расширить власть губернаторов. Для координации действий различных ведомств в губерниях он предлагал создать губернское правительство, подразделявшееся на три "експедиции": полицейскую, народной промышленности, казенную.
Губернские и окружные управления, по выражению Сперанского, составлялись на тех же самых правилах, но только в меньшем виде, что и министерства. Сперанский, сам принимавший участие в создании министерств.
Однако Сперанский лучше кого-либо видел недостатки существующей министерской системы. Он обращал внимание на отсутствие надлежащей ответственности министров. Ответственность министра состоит в том, что он должен четко выполнять действующий закон, но поскольку трудно исполнять законы, которые не находят понимания в обществе, то министрам ничего не оставалось как или уклоняться от их исполнения, или "с горечью и молчанием переносить тяжесть своего положения". Сперанский отмечал также некоторую неточность и несоразмерность в разделении дел, а также недостаток точных правил или учреждений, на основе которых должно действовать министерство.
Сперанский предлагал: 1) определить инструкциями границы деятельности министерств, их четкую ответственность за определенную сферу деятельности; 2) упразднить министерство коммерции, присоединив его к министерству финансов; 3) создать министерство путей сообщения, так как "в России все еще надобно заводить и вновь строить"; 4) учредить "особое государственное казначейство" и особый же государственный контроль. Предложение это объяснялось тем, что министерство финансов занималось источниками доходов, движением входящих в казначейство капиталов, их выделением, отчетом (контролем) в расходовании средств. Министр финансов, таким образом, сам себя и контролировал; 5) создать специальное министерство полиции, которое должно включать в свою структуру полицию учредительную (занимающуюся паспортным режимом, надзором за зрелищными мероприятиями, публичными собраниями и пр., а также выполняющую роль политической полиции) и полицию исполнительную (которой вменялась в обязанность пресечение всех нарушений безопасности, устройство внутренней стражи, содержание смирительные учреждения)
Задуманную Сперанским многоуровневую систему законодательных, исполнительных и судебных органов можно представить в виде следующей схемы:
ИМПЕРАТОР | ||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ | ||
Порядок законодательный |
Порядок исполнительный |
Порядок судный |
Государственная дума |
Министерства |
Сенат |
Губернские думы |
Губернские управления |
Губернский суд |
Окружные думы |
Окружные управления |
Окружной суд |
Волостные думы |
Волостные управления |
Волостной суд |
Суд над Унгерном
24 августа Шумяцкий послал телеграмму Чичерину с сообщением о пленении Унгерна. «Таков итог, подчеркивал он, - нашего сотрудничества с красными монголами, несомненно, героизма наших войск, умелого командования»[289].
26 августа Ленин посылает телефонограмму в Политбюро ЦК РКП(б): «Предложение в Политбюро ЦК РКП(б) о предании суду Унгер ...
Реформа в области печати
Когда закончилась Крымская война к власти пришел Александр II, резкое ослабление цензуры; более того великий князь Константин Николаевич издавал «Морской сборник», критику подхватили другие журналы. Александр II колебался, не было последовательной политики – комиссия: «временные правила печати» (до 1905 г.), цензура переходила в ведомст ...
Революция 1905 года
Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические, — это была проблема в первую очередь нравственная.
Начало ХХ века Российская империя представляла собой абсолютную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала императору Николаю II.
По прежнему в России сохранялось общинн ...