Исторические хроники » Роль реформ Сперанского в первой трети ХІХ века » Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского

Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.). Проекты и записки М.М. Сперанского
Страница 3

От него проистекают все почести и награды в воздаяние заслуг, законом определенные. "

Вместе с тем в проекте М. М. Сперанского были четко определены пределы самодержавной власти. Никакой закон не мог вступить в действие без одобрения реформированных и вновь созданных государственных органов. В основу реформы Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Он не уставал повторять, что нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять законы, и их исполнять. Поэтому и в своей реформаторской деятельности он пытался четко разграничить законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных, независимых друг от друга государственных учреждениях.

Связующим звеном между монархом и различными ветвями власти, по замыслу Сперанского, должен был стать Государственный совет: "В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются". Государственный совет был создан в 1801 г., но не имел реального влияния на государственные дела. Сперанский предлагал начать преобразования с придания Совету большего объема полномочий: " .все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению". Государственный совет составлялся "из особ, высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых". Министры являлись членами Государственного совета по своему званию. Председательствовал в Совете император лично или назначаемый им член Совета. Важнейший дела обсуждались в общем собрании Государственного совета, другие дела - в департаментах Государственного совета: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономии .

Законодательная власть, или "Порядок законодательный", по мысли Сперанского, должна была состоять из выборных учреждений. Разумеется, в его проекте, не шла речь о всеобщем избирательном праве. Участие в выборах могли принимать только владельцы недвижимой собственности, при этом выборы были четырехступенчатыми. Тем не менее, проект представлял огромный шаг вперед по сравнению с российской действительностью. План преобразований состоял в том, чтобы привлечь население (на основе имущественного ценза) к участию в исполнительной, законодательной и судебной власти посредством системы выборов.

Выборные учреждения представляли собой стройную систему органов различного уровня, или "четырех степеней", как называл их Сперанский. Первую - низшую степень представляли Волостные думы, которые созывались каждые три года в волостных селениях или волостных городах. Волостные думы выбирали волостные правления, утверждали отчет в сборах и употреблении сумм, вверенных правлениям, и выбирали депутатов в Окружные думы, которые в свою очередь избирали депутатов в Губернские думы. "Из депутатов, представленных от губернской думы, - писал Сперанский, - составляется законодательное сословие, под именем Государственной думы". Это учреждение, по определению Сперанского, "есть место равное Сенату и министерству". Государственная дума должна была собираться ежегодно в сентябре месяце, а срок ее работы определялся количеством дел, предлагаемых ей для рассмотрения.

Судебная власть, или "Порядок судный" был представлен системой учреждений, строго соответствовавших учреждениям законодательным. Судом первой степени являлся Волостной суд, в ведение которого находилось разбирательство гражданских дел и взыскание за маловажные полицейские проступки. Следующая инстанция - Окружной суд делился на два отделения: гражданское и уголовное. Председатель Окружного суда избирался из "20-ти отличнейших обывателей округа" (список которых составлялся Окружной думой") и утверждался министром юстиции. Губернский суд составлялся на тех же началах, что и окружной. Председатель избирался министром юстиции из списка 20-ти "отличнейших обывателей", представленном Губернской думой и утверждался Государственным советом.

В проекте Сперанского предусматривалось введение суда присяжных: "Закон определяет случаи, в коих председатель, особливо в отделении уголовном, обязан требовать депутатов из окружного совета для составления суда присяжных". В данном случае проект Сперанского значительно опередил свое время, так как суд присяжных появился в России только более чем полвека спустя.

Высшей судебной инстанцией, по проекту Сперанского, был Сенат, созданный в 1711 г. Петром Великим, как высшее государственное учреждение. К началу XIX столетия Сенат превратился в громоздкий, плохо управляемый орган, состоявший из девяти департаментов, работа которых строилась по территориальному принципу, причем часть департаментов со времен Екатерины II находилась в Москве. С 1802 г. должность генерал-прокурора, возглавлявшего Сенат, была соединена с должностью министра юстиции. Высший судебный орган империи оказался в подчинении одного из министров, представителя исполнительной власти.

Страницы: 1 2 3 4 5

Теоретические аспекты понятия "военный фактор". Представления историков о сущности военного фактора и его роли в истории русских земель в XIII веке
Военная деятельность является одним из основных проявлений человеческой активности и составляет часть человеческой культуры в широком смысле слова, в силу чего она оказывает влияние на мировосприятие. Войны вызываются целым рядом разнохарактерных причин и существующих по большей части в сознании человека, каковыми являются в частности: ...

Реформы 50-х годов
Реформирование армии началось с учреждения принципа единоначалия. Это полностью отвечало политике централизации государства. Основу новой армии составляли стрелецкие формирования. Время появления первых стрельцов является спорным, но его принято относить ко времени Ивана IV. В 1550 году впервые упоминаются стрелецкие отряды "выборн ...

Первые политические и социально-экономические преобразования советской власти и формирование новой политической системы
Политика военного коммунизма и, прежде всего, ее продовольственная составляющая вызвали рост недовольства со стороны крестьян. Советской власти пришлось жестоко подавлять их выступления на Среднем Поволжье, Дону, Кубани, в Западной Сибири. Антибольшевистские настроения охватили даже Балтийский флот — бывший оплот большевиков в октябрьск ...