Исторические хроники » Соловецкий и Псково-Печерский монастыри » Соборы соловецкого монастыря

Соборы соловецкого монастыря
Страница 1

Преображенский собор

. Соловецкая обитель справедливо считает Преображенский собор замечательным памятником благочестия предков. Малая деревянная церковь в честь Преображения Господня, построенная преподобным Зосимою, сгорела от молнии в 1538 г. Хотя после этого пожара возобновление обители и составляло главную заботу игумена Алексея Юренева; но он не мог благоустроить обитель во всех отношениях; следы пожара уничтожены и монастырь приведен в цветущее состояние при преемнике его - св. игумен Филипп.

Св. Филипп, надеясь на помощь Божию, приступил к сооружению, вместо сгоревших деревянных, - каменных храмов, более обширных и с большим благолепием. Щедрыя приношения царя Иоанна Грознаго, лично знавшаго и уважавшаго преподобнаго игумена, облегчили ему трудное дело. Льготныя грамматы, вотчины с людьми и землею, священныя облачения, драгоценные кресты, колокола и, наконец, деньги, - все это жертвовалось от государя св. Филиппу. Окончив строение соборной каменной церкви, в честь Успения Божией Матери с братскою трапезою, св. Филипп в 1558 г. приступил к построению Преображенскаго собора. Недостаток необходимых для каменного строения материалов, которые доставлялись с устья Двины, крушение на Белом море ехавших из Архангельска с известью 15 судов, с гибелью всего народа и товаров и другие препятствия продлили строение собора на 8 лет. Св. Филипп, при всем желании видеть завершение своего предприятия, вызванный на кафедру всероссийской митрополии в Москву должен был предоставить своему преемнику игумену Паисию, окончание дела. Освящение собора совершено 6 августа 1566 г.; в праздник Преображения Господня. В соборе кроме главного, в честь Преображения Господня, находились приделы: на южной стороне - во имя св. архистратига Михаила; на северной - во имя преподобных Зосимы и Савватия. - Этот придел ныне вошел в состав Троицкого собора.

Во время 300 летнего существования Преображенский собор был безмолвным свидетелем всего совершавшегося в обители. После того, как следы этой смуты заглажены, и обитель опять просияла в благочестии, в нем при двукратных посещениях обители не раз молился Великий преобразователь России Петр I. В первое из этих посещений в 1694 г. царь повелел сделать в собор на счет своей казны новый великолепный иконостас. 11 мая 1697 г. Соловецкая обитель уже увидела в соборе своем богатый царский дар пятиярусный резной вызолоченный иконостас. В недавнее время, в 1854 г., собор вынес без особенных повреждений страшное бомбардирование англичанами. Много тяжких ударов пришлось на долю 800 летнего здания, но оно стояло непоколебимо; до 15 знаков, полученных им от неприятельских бомб и ядер, остаются на воспоминание не заделанными.

В настоящее время Преображенский собор привлекает благоговейное внимание своим благолепием. Если взглянуть на него снаружи от западных Святых врат, то он представляется громадным зданием с пятью главами с зелеными крышами. Он выше всех зданий в обители. На западной стене под крышею четыре древние изображения: 1) Преображения Господня, 2) Благовещения Пресвятой Богородицы, 3) святителя Филиппа и преподобного Германа и 4) преподобных Зосимы и Савватия. В нижней части здания - разные кладовые и погреба. В соборе два входа: северный и западный; окон на южной и западной сторон по три, а на северной только два и то чрезвычайно узкие. С правой и левой стороны представляются взорам две четырехгранные колоны, поддерживающие своды храма. Эти колоны с трех сторон украшены позолоченными иконостасами.

Страницы: 1 2 3 4

Судан в XVIII-XIX в. Присоединение Судана к Египту
В конце XVII - начале XVIII в. и в Сеннаре, и в Эфиопии уже вполне обозначился кризис центральной власти. Два слабеющих монарха - султан Бадиг IV Абу-Шиллук (1723 - 1762) и император Иясу II (1730-1755) - вступили в войну между собой, в результате которой султанская власть пришла в полный упадок, и монархическое правление перешло к дина ...

Языческие верования восточных славян
Эпохе военной демократии и раннему классовому обществу у восточных славян соответствовала так называемая языческая религия. Этим термином принято обозначать религиозные представления, возникшие ещё, по-видимому, во времена палеолита и, естественно, видоизменявшиеся и развивавшиеся вместе с развитием общества. По словам Б.А. Рыбакова, сл ...

Петербургское совещание 1820 г. решение о республике
Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения намеченных целей. Очевидно что одного общественного мнения не хватит для достижения цели. Нет ли другой силы, на которую можно опереться и совершить революционный переворот? Не является ли этой силой армия? В армии в то время уже давно шл ...