Исторические хроники » Крестьянский вопрос во взглядах западников

Крестьянский вопрос во взглядах западников
Страница 1

Крестьянская проблема волновала в XIX веке не только славянофилов, но и западников. По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к самодержавно-бюрократической системе николаевского царствования.

Еще в 1941 году, за 20 лет до официальной отмены крепостного права, А. П. Заблоцкий-Десятовский составил записку «О крепостном состоянии в России», в котором дал подробный анализ положения крестьян в стране. Он писал: «Крепостной труд менее производителен, нежели вольнонаемный. В этом убеждены и крестьяне, создавшие пословицу о ленивом работнике: «ты работаешь словно на барщине», и сами помещики»[1]. Далее он приводит слова зарайского предводителя дворянства Титова: «Вольный человек знает, что без работы даром его кормить не станут, и потому трудится прилежно. Вот вам … мой опыт: … имею я незаселенную землю, которая обрабатывается у меня моими же крестьянами, но не барщиною, а по найму, по вольному соглашению. Те же крестьяне, которые ленятся на барщине, там необыкновенно прилежны, … дорожат своим местом…»[2]. Об этом же говорил и Кошелев в записке «Охота пуще неволи». Крепостное право с точки зрения Заблоцкого-Десятовского не позволяет улучшить экономическое положение ни крестьян, которых «давят» оброком, барщинной, ни помещиков, которым указанные повинности не выплачиваются в результате бедности и нищеты крестьян. Автор дает в записке взглядам самих дворян на крепостное состояние, и отмечает тот же факт, что и Кошелев в упомянутой выше записке: «много льстит чувство власти, к которой так привык наш дворянин»[3]. И далее: «это не есть чувство власти …, удовлетворяющей благородное самолюбие в образованном человеке, а власти безобразной, <…> для своих выгод и прихотей»[4].

В своей записке Заблоцкий-Десятовский говорит и об образовании крестьян, считая, что «сперва надо человека сделать человеком, поставить его в естественное состояние»[5], предоставив свободу, и лишь после этого давать крестьянам образование, так как крестьянин необразованный «терпеливее несет ярмо»[6], значит, и вероятность бунта или революции ниже.

Западники, как и славянофилы, видели в крепостном состоянии преграду для успешного экономического развития страны. Крепостное право представлялось злом для одного из идеологов западничества К. Д. Кавелина. 17 марта 1856 года он писал: «Я со своей стороны убежден …, что из всех вопросов – вопрос, из всех зол – зло, из всех несчастий наших – несчастье есть крепостное право <…> все, что вы ни возьмете, прицеплено к этому коренному злу и легко изменится к лучшему, когда его не будет»[7]. Кавелин пытался привлечь внимание общества к положению крестьян, доказывал необходимость отмены крепостного права в стране.

В 1855 году Кавелин приступил к написанию крупной работы «Записка об освобождении крестьян в России», а также начал переговоры с Борисом Николаевичем Чичериным о написании серии рукописных статей на крестьянскую тему. Совместно с Кавелиным Борис Николаевич Чичерин с 1855 года выпустил ряд анонимных рукописных статей, в которых давал анализ существующему российскому положению. Центральное место в серии этих работ принадлежит двум статьям, в которых автор подробно аргументировал общую политическую проблему – «Современные задачи русской жизни» и «О крепостном состоянии».

Статью «Современные задачи русской жизни» Чичерин начинал с рассуждения о том, что в жизни определенных людей и народов бывают минуты, когда они, потрясенные неожиданными событиями, начинают осознавать свое положению. Такая минута в России наступила с поражением в Крымской войне. Как отмечал Чичерин, в России народ всегда повиновался своему «предводителю» - правительству, которое вело пассивное общество за собой. При этом правительство в России – обособившееся от народа, живущее своей жизнью, народ же – бессловен и покорен, но отнюдь не счастлив. Для гармоничного же развития государства, общества, правительство и народ должны всегда существовать рядом и объединять свои усилия для достижения единой общественной цели. В России подобного явления нет, отмечал Чичерин: правительство чувствует свое отчуждение от народа, видит в нем революционные идеи, а поддержку себе ищет не в народной любви, а в огромной численности войска, сдерживающем движения общества и его самостоятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Краткие биографические сведения о Кирилле и Мефодии (до принятия сана)
Чтобы ответить на все эти вопросы, надо сначала пристальнее вглядеться в личность самого Кирилла, повествуя о котором, даже "Полный православный богословский энциклопедический словарь" вначале почтительно приписывает: «философ». Братья были уроженцами греческого порта Фессалоники (ныне Салоники), известного под названием Сол ...

Павел I и Екатерина
Было бы неверно утверждать, что Павел всегда и во всем поступал последовательно и что все его мероприятия приносили пользу. А много ли, спрашивается, в истории правителей, которые могут похвалиться этим? Разве могут похвалиться этими качествами и два самых излюбленных русскими прогрессивными историками правителя, как Петр I и Екатерина? ...

Участие Ивана Болотникова в народном движении. Начало боевых действий Болотникова
Второй этап биографии Болотникова тесно связан с его участием в восстании. Вопрос о времени возвращения исследователи решают по-разному. И.И. Корецкий, основываясь на данных «Бельского летописца»: «Лета 7115 – го года в осень пришол под Кромы ис Путивля … Болотников и ратных людей от Кром отбил, а сам в Кромах стал» делает вывод, что Бо ...