Исторические хроники » Крестьянский вопрос во взглядах западников

Крестьянский вопрос во взглядах западников
Страница 1

Крестьянская проблема волновала в XIX веке не только славянофилов, но и западников. По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к самодержавно-бюрократической системе николаевского царствования.

Еще в 1941 году, за 20 лет до официальной отмены крепостного права, А. П. Заблоцкий-Десятовский составил записку «О крепостном состоянии в России», в котором дал подробный анализ положения крестьян в стране. Он писал: «Крепостной труд менее производителен, нежели вольнонаемный. В этом убеждены и крестьяне, создавшие пословицу о ленивом работнике: «ты работаешь словно на барщине», и сами помещики»[1]. Далее он приводит слова зарайского предводителя дворянства Титова: «Вольный человек знает, что без работы даром его кормить не станут, и потому трудится прилежно. Вот вам … мой опыт: … имею я незаселенную землю, которая обрабатывается у меня моими же крестьянами, но не барщиною, а по найму, по вольному соглашению. Те же крестьяне, которые ленятся на барщине, там необыкновенно прилежны, … дорожат своим местом…»[2]. Об этом же говорил и Кошелев в записке «Охота пуще неволи». Крепостное право с точки зрения Заблоцкого-Десятовского не позволяет улучшить экономическое положение ни крестьян, которых «давят» оброком, барщинной, ни помещиков, которым указанные повинности не выплачиваются в результате бедности и нищеты крестьян. Автор дает в записке взглядам самих дворян на крепостное состояние, и отмечает тот же факт, что и Кошелев в упомянутой выше записке: «много льстит чувство власти, к которой так привык наш дворянин»[3]. И далее: «это не есть чувство власти …, удовлетворяющей благородное самолюбие в образованном человеке, а власти безобразной, <…> для своих выгод и прихотей»[4].

В своей записке Заблоцкий-Десятовский говорит и об образовании крестьян, считая, что «сперва надо человека сделать человеком, поставить его в естественное состояние»[5], предоставив свободу, и лишь после этого давать крестьянам образование, так как крестьянин необразованный «терпеливее несет ярмо»[6], значит, и вероятность бунта или революции ниже.

Западники, как и славянофилы, видели в крепостном состоянии преграду для успешного экономического развития страны. Крепостное право представлялось злом для одного из идеологов западничества К. Д. Кавелина. 17 марта 1856 года он писал: «Я со своей стороны убежден …, что из всех вопросов – вопрос, из всех зол – зло, из всех несчастий наших – несчастье есть крепостное право <…> все, что вы ни возьмете, прицеплено к этому коренному злу и легко изменится к лучшему, когда его не будет»[7]. Кавелин пытался привлечь внимание общества к положению крестьян, доказывал необходимость отмены крепостного права в стране.

В 1855 году Кавелин приступил к написанию крупной работы «Записка об освобождении крестьян в России», а также начал переговоры с Борисом Николаевичем Чичериным о написании серии рукописных статей на крестьянскую тему. Совместно с Кавелиным Борис Николаевич Чичерин с 1855 года выпустил ряд анонимных рукописных статей, в которых давал анализ существующему российскому положению. Центральное место в серии этих работ принадлежит двум статьям, в которых автор подробно аргументировал общую политическую проблему – «Современные задачи русской жизни» и «О крепостном состоянии».

Статью «Современные задачи русской жизни» Чичерин начинал с рассуждения о том, что в жизни определенных людей и народов бывают минуты, когда они, потрясенные неожиданными событиями, начинают осознавать свое положению. Такая минута в России наступила с поражением в Крымской войне. Как отмечал Чичерин, в России народ всегда повиновался своему «предводителю» - правительству, которое вело пассивное общество за собой. При этом правительство в России – обособившееся от народа, живущее своей жизнью, народ же – бессловен и покорен, но отнюдь не счастлив. Для гармоничного же развития государства, общества, правительство и народ должны всегда существовать рядом и объединять свои усилия для достижения единой общественной цели. В России подобного явления нет, отмечал Чичерин: правительство чувствует свое отчуждение от народа, видит в нем революционные идеи, а поддержку себе ищет не в народной любви, а в огромной численности войска, сдерживающем движения общества и его самостоятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Япония в период перед первой мировой
Домонополистическая стадия развития японского капитализма была непродолжительной. Уже в начальный период промышленного развития страны наблюдалась сильная тенденция к концентрации капитала. После японо-китайской войны 1894— 1895 гг. ускорилось перерастание японского капитализма в империализм. К началу русско-японской войны 1904—1905 гг. ...

Политика «большого скачка». Становление «культурной революции»
В 1958 году в Китае началась очередная всенародная кампания. На этот раз ее объектом стали мухи, комары, воробьи и крысы. Каждая китайская семья должна была продемонстрировать своё участие в кампании и собрать большой мешок, доверху наполненный этими вредителями. Особенно интенсивным было наступление на воробьев. Его стратегия заключала ...

Избрание М. Ф. Романова.
“21 февраля Собор остановил свой выбор на Михаиле Федоровиче Романове, 16-летнем внучатом племяннике первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой”. (6) Часто в описании Смуты на факте избрания Михаила ставят точку. Но хотя бы потому, что без международного урегулирования нельзя было, как я думаю, гражданскую войну считать законченной ...