Исторические хроники » Крестьянский вопрос во взглядах западников

Крестьянский вопрос во взглядах западников
Страница 3

Свое отношение к крепостному состоянию Чичерин высказывал и в других своих работах – «Несвободное состояние в древней России» (1856 г.), «О настоящем и будущем положении помещичьих крестьян» (1858 г.). Для автора было важно не только доказать необходимость отмены крепостного права в стране, но и указать на возможный путь решения проблемы посредством реформ.

Сам же инициатор создания рукописной литературы, к которой относились указанные выше статьи Чичерина, К. Д. Кавелин написал крупную работу – «Записку об освобождении крестьян в России». Данную работу можно назвать одним из первых проектов реформы освобождения крестьян. Основной текст «Записки» содержит небольшое вступление, семь глав и дополнительную, вторую часть, где Кавелин отвечал на появившиеся со временем замечания и возражения.

Во вступлении автор «Записки» называл причины того, что Россия – одна из самых богатых по своим естественным ресурсам страна – на самом деле беднее других. Недостаток материальных средств, который долго скрывался внешним спокойствием и политическим могуществом, обнаружился в результате неудачного завершения Крымской войны. Именно итоги этой войны заставили всех думать о причинах подобного состояния и о путях его изменения в лучшую сторону. Кавелин указывал на эти причины российской бедности: ошибочная система управления, отсутствие строгого правосудия и правильного кредита, целый кодекс весьма стеснительных правил для промышленности и торговли, невежество всех классов народа, в т. ч. высших. Самой же гибельной причиной бедности Кавелин считал «крепостное право, которым опутана целая половина сельского народонаселения империи»[13]. В своей работе Кавелин анализировал положение не только помещичьих крестьян, но и государственных, считая их крепостными правительства. К государственным же крестьянам он относил не только «свободных сельских обывателей», которые находились на государственной земле и несли повинности казне или же арендаторам казенных имений, но и «вольных» крестьян, приписанных к разным ведомствам (к фабрикам и заводам, конюшням, почтовому управлению и т. д.), а также удельных и дворовых крестьян, военных поселян, рекрутов. Все они являются крепостными, по мнению Кавелина, так как несут повинности не по доброй воле, а по указаниям начальства (хозяев). Кавелин был уверен, что существование государственного крепостного права выгодно и прибыльно только для тех ведомств, в распоряжении которых есть крестьяне, но не для государства в целом. Автор предлагал свою программу упразднения государственного крепостного права. Он указывал на то, что правительству не следует самому заниматься промышленностью: Крымская война убедительно показала, что вооружение, изготовленное на казенных заводах оказалось «дурного качества» и не выдерживает сравнения с иностранным. Решение может быть только одно – заказывать снаряды и оружие у частных фабрикантов. То же самое касалось и остальных казенных заводов и фабрик – поскольку их существование несет правительству убытки, их нужно продать частным лицам или отдать в аренду. Что касается приписанных к казенным фабрикам и заводам крестьян, то Кавелин считал необходимым освободить их ото всех повинностей и уравнять по закону со свободным сельским населением страны.

Что касается освобождения помещичьих крестьян, то этот процесс, как отмечал Кавелин, гораздо более сложный и трудный. Автор отмечал три основных причины необходимости отмены крепостного состояния: экономическую, нравственную, политическую.

С экономической точки зрения, доказывал Кавелин, крепостное право невыгодно: по сравнению с вольнонаемным рабочим крепостной работает более лениво, неохотно. Значительный процент рабочей силы тратится впустую, безо всякой выгоды, как для помещика, так и для государства в целом, и от труда крепостных крестьян больше убытков, чем прибыли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Церковь в средние века. Инквизиция в Римско-Католической церкви
(Inquisitio haereticae pravitatis), или св.И., или св. трибунал (sanctum officium) - учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для означения той отрасли своей деятельности, ...

Джордж Вашингтон: Начало пути. Введение
Джордж Вашингтон родился 22 февраля 1732 года в Уэйкфилд, штат Виргиния, в семье, уже четвертое поколение которой проживало в Виргинии. Получил поверхностное школьное образование, в одиннадцатилетнем возрасте потерял своего отца Августина, владельца табачной плантации. Его воспитывал сводный брат Лоуренс, после смерти, которого он унасл ...

Финансовая реформа
Самую выдающуюся роль сыграл Татаринов (был заграницей, специально был послан изучать финансовую структуру европейских стран). 1) В 1860 г. – организован государственный банк кредитования торговли и промышленности. Изменения классовой направленности финансовой политики (для поощрения российской буржуазии), деятельность этого банка мног ...