Крестьянский вопрос во взглядах западниковСтраница 5
Говоря о вознаграждении помещикам, Кавелин предлагал выплачивать выкуп не только за землю без учета крепостных, но и за самих крестьян, «потому что крепостные составляют такую же собственность владельцев, как и земля»[22], при этом выкупная сумма должна передаваться, по мысли автора, помещикам сразу в полном размере при освобождении крестьян.
Кавелин был уверен, что сразу после освобождения крестьян вместе с землей, которая смогла бы обеспечить их семейство, существующее в России положение изменится в лучшую сторону – дворяне и крестьяне станут равноправными сословиями, исчезнет внутренний разлад, не станет вражды низшего сословия к высшему.
Указанная записка Кавелина встретила полную поддержку со стороны членов Петербургского кружка и явилась одним из первых и довольно смелых проектов по крестьянскому вопросу, вышедших из среды либералов. Одобрительно к проекту Кавелина отнеслись и славянофилы, в частности, в журнале «Сельское благоустройство», издаваемом Кошелевым, проект был назван одним из замечательнейших.
Кавелин проводил свои идеи не только в теории, но и на практике. В 1853 году он получил в наследство после смерти матери имение в Новоузенском уезде Самарской губернии, и с тех пор постоянно заботился об улучшении быта своих крестьян: например, осенью 1857 года перевел крестьян с трехдневной барщины на двухдневную.
Когда в 1861 году было принято положение об отмене крепостного права, многие современники заметили, что в основание Положения 19 февраля была положена как раз «Записка об освобождении крестьян в России» К. Д. Кавелина (в Положении правительство использовало основные принципы проекта - проведение выкупной операции и наделение крестьян землей, находившейся в их пользовании).
После обнародования Положения 19 февраля 1861 года Кавелин поехал в свою деревню, где разъяснял крестьянам необходимость создания уставной грамоты, сообщив о том, что готов пойти на любые уступки. В итоге крестьяне предпочли получить вместо предлагаемой им пахотной земли пастбища для рабочего скота и лошадей, на что Кавелин согласился.
Мы видим, что говоря о необходимости отмены крепостного права и славянофилы, и западники обращали внимание на то, что дальнейшее существование данного состояния может привести Россию только к самым печальным последствиям – бунту, революции, отмене крепостной зависимости «снизу» и уничтожению правительства. Кроме того, и славянофилы, и западники отмечали, что дальнейшее существование данного состояния не позволит стране развиваться экономически, а труд крепостных крестьян будет приносить больше убытков, чем прибылей (в отличие от труда вольнонаемных, свободных рабочих). Нельзя не отметить и тот факт, что в проектах как западников, так и славянофилов говорится и об обязательном вознаграждении помещиков – владельцев крепостных крестьян, поскольку сами авторы различных проектов отмены крепостного права являлись дворянами, владельцами поместий.
В заключение отметим следующее. Крестьянский вопрос во второй половине XIX века требовал незамедлительного решения. Поражение в крымской войне, показало, что страна находится в экономическом и политическом кризисе, вызванном, помимо прочих причин, как раз крепостным состоянием большей части населения России. Правительственные решения крестьянского вопроса в первой половине века оказались неэффективными, действовали практически только на бумаге, не получив практического применения. Представители помещичьей среды были против отмены крепостного права, не понимая всех выгод подобной реформы.
Вместе с тем, либеральное дворянство задолго до отмены крепостного права уже имело определенную программу решения крестьянского вопроса и частично – программу преобразований в управлении страной, которые открывали бы дорогу для развития новых экономических отношений. Еще в период правления Николая I представители славянофилов и западников подавали правительству разного рода записки, в которых доказывали преимущества вольного труда, однако отклика со стороны государственных деятелей на эти работы не было.
Политико-правовые принципы абсолютизма
XVIII век России в духовной сфере — век секуляризации. В это время возникает самостоятельная светская культура, уже не имеющая связи с церковным сознанием. С другой стороны, в самом церковном сознании в это время происходит глубокий перелом. Церковное сознание отрывается от мечты о священной миссии государства, уходит в более напряженно ...
Власть, предприниматели и рабочие в 1860-1870-х гг.
60-70-е годы XIX века - начало больших перемен в стране. Это было и время интенсивного старта в попытках решения "рабочего вопроса". Падение крепостничества явилось одним из величайших событий в истории России XIX века. С реформой 1861 г. были связаны коренные изменения в политической и социально-экономической жизни страны. Од ...
«Движение за свободу и народные права»
Развитие капитализма в Японии сопровождалось усилением классовых противоречий. Буржуазия и связанные с предпринимательской деятельностью помещики стали играть все более возраставшую роль в экономике страны. Между тем важнейшие посты в государственном аппарате почти монопольно занимала группировка самураев из юго-западных княжеств Сацума ...