Исторические хроники » Крестьянский вопрос во взглядах западников

Крестьянский вопрос во взглядах западников
Страница 2

Чичерин объясняет в статье необходимость свободы общества для успешного развития экономики страны, считая, что именно крепостное состояние является преградой для развития земледелия и отвлекает от производительного труда значительную часть народных сил.

Выход из существующего положения Чичерин видит только в одном: «Либерализм! Это лозунг всякого образованного и здравомыслящего человека в России. Это знамя, которое может соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений»[8]. При этом Чичерин объясняет свое понимание либерализма: свобода не должна быть безграничной. Для этого «требовались свобода совести, уничтожение крепостного права, свобода общественного мнения, свобода печати, свобода преподавания, публичность правительственных действий, наконец публичность и гласность судопроизводства»[9].

Мысль об отмене крепостного права, рассмотренная в статье «Современные задачи русской жизни» в общем виде более подробно была рассмотрена Чичериным в работе «О крепостном состоянии».

Чичерин был уверен: политические вопросы, приводящие общество к состоянию междоусобиц, можно разрешить законодательным путем. Социальные же вопросы разрешить гораздо сложнее – они связаны не только с юридической стороной, но и с экономическим бытом, охватывают всю жизнь народа, вместе с тем с решением данных вопросов медлить нельзя, иначе начнется революция и «новый порядок вещей омоется в кровавой купели»[10]. К числу наиболее важных социальных вопросов России Чичерин относил вопрос о крепостном состоянии, в котором находилось более трети населения страны. Без решения вопроса о крепостном праве, без отмены этого состояния невозможно решить ни один вопрос – ни политический, ни экономический, ни общественный. Отмены крепостного права требует не только общество, но и соображения государственной пользы. Крепостное право, как отмечал Чичерин, отрицательно сказывается на развитии экономики страны, ведь только свободный труд, имеющий личную выгоду, способен развивать промышленность, а крепостное состояние «убивает всякий труд и всякую деятельность. Это аксиома, не нуждающаяся в доказательствах»[11].

Крепостное право стесняло Россию и с международной точки зрения. Чичерин уверял: Россия «по необходимости должна в экономическом своем развитии стараться идти в уровень с Европою, а это при крепостническом праве невозможно»[12].

Вывод Чичерина в статье один – необходимость отмены крепостного права. Он был уверен – сделать это возможно мирным путем. Далее он предлагал свою программу действий, в которой по пунктам изложил меры для освобождения крестьян:

1) Издание всеобщих законов, ограничивающих власть помещиков (например, запрещение переселять крестьян, переводить их в дворовые, запрещение произвольных поборов, ограничение права наказания крестьян);

2) Дарование крестьянам права на вступление в брак без согласия помещика, права иска и защиты в суде, права отлучек при условии, что за крестьянина будет работать другой человек;

3) Введение инвентарей, определяющих меры крестьянской земли и повинностей, которые крестьяне должны нести в пользу помещика (или же размер выплачиваемого оброка);

4) Установление четкой цены на крестьянскую землю по губерниям и уездам, заплатив которую крестьяне могли бы совершенно освободиться;

5) Учреждение для помощи освободившимся из-под крепостного права крестьянам ссудных и заемных касс;

6) Разрешение дворовым людям оставлять своих хозяев, а также установление для них (как и для промышленных крестьян) приемлемой суммы оброка и приемлемой выкупной цены;

7) Учреждение для дворовых и для промышленных крестьян ссудных и сберегательных касс.

Предложенная Чичериным программа предусматривала переходный период. По его мнению, в случае, если правительство примет указанные меры, то за двадцать лет сможет избавиться от крепостного права, сохранив при этом справедливость и не нарушив интересов помещиков и крестьян.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Государственный строй франков
В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для на­чального этапа (V—VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной вла­сти, в собственно государственные органы. Второе — определял ...

Военное правительство Камакура.
В 1192 Ёримото получил титул сёгуна, т.е. генералиссимуса, формально став представителем императора по военным вопросам, а фактически – правителем Японии. Его ставка в Камакура (недалеко от современного Токио), известная как бакуфу, с того времени превратилась в административную столицу страны. В Хэйане по-прежнему размещался императорс ...

Правление Марии Терезии (1740—1780).
В 1740 г. императрицей стала Мария Терезия, права которой на престолы в Венгерском и Триедином королевстве гарантировались «Прагматической санкцией». Чтобы укрепить свою власть в таких отдаленных землях, как Хорватия, она объявила в 1741 г. о воссоединении Банской Хорватии и Славонии, находившихся с момента освобождения от турок под вла ...