Исторические хроники » Крестьянский вопрос во взглядах западников

Крестьянский вопрос во взглядах западников
Страница 6

В период правления Александра II проекты отмены крепостного права появились не только у представителей либерального лагеря, но и у консервативной части общества. В работах представителей либеральной мысли, которые рассмотрены в данной работе, есть несколько сходств: практически все деятели отмечали негативное влияние крепостного состояния на развитие экономики, доказывали, что крепостной крестьянин никогда не сможет принести какой-либо выгоды владельцу, в отличие от наемного работника, отмечали, что дальнейшее существование крепостного состояния может привести к серьезным политическим проблемам, свержению власти, кровавым бунтам. При этом подобной позиции придерживались как славянофилы, так и западники.

Кроме того, и славянофилы, и западники, которые сами были помещиками, представителями дворянства, говорили о том, что освобождение крестьянского сословия должно обязательно сопровождаться некоторым вознаграждением их бывших владельцев-помещиков.

Проведенная в 1861 году реформа не привела к каким-либо серьезным положительным переменам в жизни страны, однако многие либеральные деятели все же отмечали, что с нравственной позиции положительные перемены уже проявились – крестьяне стали чувствовать себя свободным сословием, равным в правах с бывшими врагами – представителями дворянства.

[1] А. П. Заблоцкий-Десятовский. о крепостном состоянии в России (1841 г.)//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи) – М.; 1994. – С. 51.

[2] Там же. – С. 51 – 52.

[3] Там же. – С. 54.

[4] Там же. – С. 54.

[5] Там же. – С. 55.

[6] Там же. - С. 55.

[7] Цит. по кн. Киреева Р. А. Государственная школа: историческая концепция К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. – М., 2004. – С. 188.

[8] Цит. по кн. Киреева Р. А. Государственная школа: историческая концепция К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. – М., 2004. – С. 212.

[9] Русское общество 40-50-х годов XIX в. Ч. II. Воспоминания Б. Н. Чичерина. – М., 1991. – С.115

[10] Цит. по кн. Киреева Р. А. Государственная школа: историческая концепция К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. – М., 2004. – С. 213.

[11] Там же. – С. 214.

[12] Там же. – С. 214.

[13] Там же. – С. 238.

[14] Там же. – С. 242.

[15] Там же. – С. 243.

[16] Там же. – С. 244 – 245.

[17] Там же. – С. 245.

[18] Там же. – С. 245.

[19] Там же. – С. 245.

[20] Там же. – С. 247.

[21] Там же. – С. 247.

[22] Там же. – С. 248.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Отношение различных слоев к принцепсам
Начиная с Августа можно видеть, как важно было для правителей поддержка населения. Благодаря поддержке армии и плебса Август пришел к власти, и он старался быть щедрым и справедливым правителям. Но отношение к его приемникам было уже другим: «…Когда чернь в обиду ему рукоплескала другим возницам, он воскликнул: «О, если бы у римского на ...

Понятие этногенеза
Согласно Гумилеву новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах — например, собственно степь, ровное до горизонта пространство, сухая равнина, не способствовала генезису ни одного народа, так же как и зона тайги. Этносы возникают на границах ландшафтных регионов, в зоне этнических контактов, где неизбежна интенсивная метисизация, ко ...

«Поучение» Владимира Мономаха.
«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным. [4] Великий Князь говорит ...