Крестьянский вопрос во взглядах западниковСтраница 6
В период правления Александра II проекты отмены крепостного права появились не только у представителей либерального лагеря, но и у консервативной части общества. В работах представителей либеральной мысли, которые рассмотрены в данной работе, есть несколько сходств: практически все деятели отмечали негативное влияние крепостного состояния на развитие экономики, доказывали, что крепостной крестьянин никогда не сможет принести какой-либо выгоды владельцу, в отличие от наемного работника, отмечали, что дальнейшее существование крепостного состояния может привести к серьезным политическим проблемам, свержению власти, кровавым бунтам. При этом подобной позиции придерживались как славянофилы, так и западники.
Кроме того, и славянофилы, и западники, которые сами были помещиками, представителями дворянства, говорили о том, что освобождение крестьянского сословия должно обязательно сопровождаться некоторым вознаграждением их бывших владельцев-помещиков.
Проведенная в 1861 году реформа не привела к каким-либо серьезным положительным переменам в жизни страны, однако многие либеральные деятели все же отмечали, что с нравственной позиции положительные перемены уже проявились – крестьяне стали чувствовать себя свободным сословием, равным в правах с бывшими врагами – представителями дворянства.
[1] А. П. Заблоцкий-Десятовский. о крепостном состоянии в России (1841 г.)//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи) – М.; 1994. – С. 51.
[2] Там же. – С. 51 – 52.
[3] Там же. – С. 54.
[4] Там же. – С. 54.
[5] Там же. – С. 55.
[6] Там же. - С. 55.
[7] Цит. по кн. Киреева Р. А. Государственная школа: историческая концепция К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. – М., 2004. – С. 188.
[8] Цит. по кн. Киреева Р. А. Государственная школа: историческая концепция К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. – М., 2004. – С. 212.
[9] Русское общество 40-50-х годов XIX в. Ч. II. Воспоминания Б. Н. Чичерина. – М., 1991. – С.115
[10] Цит. по кн. Киреева Р. А. Государственная школа: историческая концепция К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. – М., 2004. – С. 213.
[11] Там же. – С. 214.
[12] Там же. – С. 214.
[13] Там же. – С. 238.
[14] Там же. – С. 242.
[15] Там же. – С. 243.
[16] Там же. – С. 244 – 245.
[17] Там же. – С. 245.
[18] Там же. – С. 245.
[19] Там же. – С. 245.
[20] Там же. – С. 247.
[21] Там же. – С. 247.
[22] Там же. – С. 248.
Школа математических и навигацких наук. Морская
академия
Важным событием в развитии науки и просвещения явилось открытие в Москве Школы математических и навигацких наук. Указ о заведении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан ПетромI 14 января 1701 г.
В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в во ...
Кризис «верхов»
В годы войны усилилось разложение правительственной верхушки. В угоду реакционным помещикам и придворным кругам Николай II неоднократно заменял министров и председателей совета министров. За два года были сменены четыре председателя совета министров и многие министры. Шла настоящая министерская чехарда. Современники презрительно называл ...
«Русская правда». Закон о ростах.
Мономах спешил также благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить своё право на имя отца народного. Причиною Киевского мятежа, было лихоимство Евреев, вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостью денег, угнетали должников неумеренными ростами (процентами за пользование деньгами). Мономах, желая облегчить судьбу несос ...
