Характеристика завоевательной идеологии османовСтраница 3
Отмечая определенное забвение обозначенной нами темы, мы вместе с тем считаем, что есть работы, которые облегчают нашу задачу понимания того же газавата. В одном из тематических сборников по Османской империи, изданном десятилетие назад под редакцией С.Ф. Орешковой, была опубликована интересная статья венгерского автора П. Фодора, в которой речь шла об идеологических обоснованиях османских завоеваний. Автор справедливо писал, что на заре Османского государства, когда оно начало свой многовековой путь завоеваний земель и народов, путь в конечном счете к мировому господству, заявил о себе более всего в качестве основного лозунга прежде всего газават, священная война во имя распространения ислама.
Как справедливо отмечал венгерский ученый, «даже самые великие в истории поработители не могли отказаться от того, чтобы в идеологической плоскости каким-то образом оправдать перед подвластными свои экспансионистские устремления и господство над другими народами, то есть, иными словами, создать предпосылки легитимации своей власти (или власти династии)… По сей день бытует мнение, что как рождение османского государства, так и последующие завоевания могут быть объяснены единственным принципиально важным фактором – идеологией «священной войны» ислама (газават или джихад), утверждается, что это и есть та «движущая сила», которая породила великие завоевания османов».
Эта убежденность в том, что многие правители издавна привлекали свою веру к оправданию и даже освящению своих деяний, давно признана историками во всем мире, можно привести такое, например, высказывание современного турецкого автора проф. Фехми Байкана: «Причина того, что компетентные лица привлекают Коран как основу или конечный авторитет, состоит в том, что они стремятся узаконить положения, ими самими выдвинутые. Каждый законодатель стремится узаконить свою законодательную деятельность. С самых ранних времен законодатели, стремясь узаконить свои положения, опирались на фундаментальный принцип, на высшую силу. Исторический пример: Хаммурапи во введении к своим законам прославляет бога Мардука и сообщает, что именно главный бог Мардук утвердил его на престоле. В мусульманских обществах в качестве принципа законности использовалась религия. Но это не был единственный принцип законности, им была и власть султана. При необходимости, когда того требовали обстоятельства, на Коран и на религию не ссылались».
Газават как священная война не ограничивался лишь прославлением героев газавата, получавших не только особый титул героя – гази, но и добычу – материальное вознагражение («завоеванные уже во время Османа и Орхана земли передавались правителями гази в качестве оплаты за их службу»). Эта форма «в течение веков являлась основой государственной модели земля – воин. Можно считать, что при Баязите Молниеносном традиция газавата стала еще актуальней. В середине XV века османы объединили Анатолию до Евфрата и после взятия Стамбула дух газавата продолжился в союзах акынджы и у приграничных племен в Европе». Об этом же пишет и П.Фодор: участники грабительских походов, акынджи, стали гази, то есть борцами за веру, а их вожди беи превратились в гази султанов, покоренные династией территории (ил) были объявлены землей ислама (дар уль-ислам)».
Европеизация лексики русского языка
Обогащение и обновление лексики русского литературного языка в течение первой четверти XVIII в. происходит преимущественно за счет заимствования слов из живых западноевропейских языков: немецкого, голландского, французского, частично из английского и итальянского. Наряду с этим лексика продолжает пополняться и из латинского языка. Посре ...
Истоки мирового кризиса. Кризис Версальской системы
Версальско-Вашингтонская система международных отношений не могла надолго восстановить равновесие сил на международной арене. Установление власти большевиков в России, а затем национал-социалистического режима в Германии поставили эти крупнейшие европейские державы в положение стран-изгоев, противников ненавистной им новой системы между ...
Южное восстание (Восстание Черниговского полка)
Восстание 14 декабря послужило сигналом к восстанию на юге.
Южное общество и соединившиеся с ним Славянское общество напряженно ожидали восстания.
По принятому еще ранее решению, первым должен был выступать Петербург. И лишь после сигнала должны были выступить южные войска. Пестель и его товарищи напряженно ждали вестей, но вести не п ...