Исторические хроники » Характеристика завоевательной идеологии османов

Характеристика завоевательной идеологии османов
Страница 3

Отмечая определенное забвение обозначенной нами темы, мы вместе с тем считаем, что есть работы, которые облегчают нашу задачу понимания того же газавата. В одном из тематических сборников по Османской империи, изданном десятилетие назад под редакцией С.Ф. Орешковой, была опубликована интересная статья венгерского автора П. Фодора, в которой речь шла об идеологических обоснованиях османских завоеваний. Автор справедливо писал, что на заре Османского государства, когда оно начало свой многовековой путь завоеваний земель и народов, путь в конечном счете к мировому господству, заявил о себе более всего в качестве основного лозунга прежде всего газават, священная война во имя распространения ислама.

Как справедливо отмечал венгерский ученый, «даже самые великие в истории поработители не могли отказаться от того, чтобы в идеологической плоскости каким-то образом оправдать перед подвластными свои экспансионистские устремления и господство над другими народами, то есть, иными словами, создать предпосылки легитимации своей власти (или власти династии)… По сей день бытует мнение, что как рождение османского государства, так и последующие завоевания могут быть объяснены единственным принципиально важным фактором – идеологией «священной войны» ислама (газават или джихад), утверждается, что это и есть та «движущая сила», которая породила великие завоевания османов».

Эта убежденность в том, что многие правители издавна привлекали свою веру к оправданию и даже освящению своих деяний, давно признана историками во всем мире, можно привести такое, например, высказывание современного турецкого автора проф. Фехми Байкана: «Причина того, что компетентные лица привлекают Коран как основу или конечный авторитет, состоит в том, что они стремятся узаконить положения, ими самими выдвинутые. Каждый законодатель стремится узаконить свою законодательную деятельность. С самых ранних времен законодатели, стремясь узаконить свои положения, опирались на фундаментальный принцип, на высшую силу. Исторический пример: Хаммурапи во введении к своим законам прославляет бога Мардука и сообщает, что именно главный бог Мардук утвердил его на престоле. В мусульманских обществах в качестве принципа законности использовалась религия. Но это не был единственный принцип законности, им была и власть султана. При необходимости, когда того требовали обстоятельства, на Коран и на религию не ссылались».

Газават как священная война не ограничивался лишь прославлением героев газавата, получавших не только особый титул героя – гази, но и добычу – материальное вознагражение («завоеванные уже во время Османа и Орхана земли передавались правителями гази в качестве оплаты за их службу»). Эта форма «в течение веков являлась основой государственной модели земля – воин. Можно считать, что при Баязите Молниеносном традиция газавата стала еще актуальней. В середине XV века османы объединили Анатолию до Евфрата и после взятия Стамбула дух газавата продолжился в союзах акынджы и у приграничных племен в Европе». Об этом же пишет и П.Фодор: участники грабительских походов, акынджи, стали гази, то есть борцами за веру, а их вожди беи превратились в гази султанов, покоренные династией территории (ил) были объявлены землей ислама (дар уль-ислам)».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Хорватские земли в период революции 1848 г.
Политическая линия хорватов в революции 1848—1849 гг. определялась как хорвато-венгерскими противоречиями, так и заинтересованностью либеральных и консервативных кругов в сохранении монархии Габсбургов, но в преобразованном виде (австрославизм). Революция в Австрии началась 13 марта 1848 г. В Вене произошли массовые народные выступлени ...

Заключение.
Важное место в регулировании земельного рынка занимают земельное к гражданское законодательство. Только их совместное применение в рыночных условиях позволит в полной мере соблюсти интересы и собственника земли, и государства. Как свидетельствует наш собственный российский опыт, а также опыт многих зарубежных стран, главным в вопросах ...

Восстание “Баловня”. Столбовский мир. Деулинское перемирие.
Следующее восстание казаков в 1615 г. получило название “восстание Баловня ”по имени его предводителя. Казачество свято сберегало принципы, характерные для вольных казаков. Их требования – контроль над персональным составом станиц должен быть только в руках станичного атамана, справедливое и своевременное вознаграждение за службу, отмен ...