Исторические хроники » Характеристика завоевательной идеологии османов

Характеристика завоевательной идеологии османов
Страница 4

Как очевидно, лозунг газавата не стал постоянным лозунгом завоевательных походов османов по той простой причине, что эти походы со временем все чаще заканчивались поражениями и ссылаться на божественную волю уже было неуместно. Тем не менее даже в этих случаях титул гази находил своего достойного носителя. Так, уже в конце XIX в. за почти четырехмесячную упорную оборону Плевны турецким гарнизоном в июле – ноябре 1877 года два руководителя обороны Осман паша и АхметМухтар паша получили звание гази.

Постосманские случаи применения этого термина уже с другим, светским смыслом турецкие историки видят в попытках обращения к нему в действительно героическое время для турецких патриотов – годы национально-освободительного движения. 19 сентября 1921 г., вскоре после победы над греческой армией в Сакарийском сражении под Анкарой Великое национальное собрание Турции присвоило Мустафе Кемалю вместе со званием маршала также титул гази. Немало участников боевых действий в годы упомянутого движения также именовались гази, они носили особую медаль, были до своей смерти окружены почетом и вниманием, имели материальные льготы.

Если говорить о дальнейшей трансформации идеи газавата (и гази), то ее реликты в Турции не так уж сложно обнаружить в панисламизме. Причем наряду с редко используемой ныне идеей вооруженного распространения ислама путем захвата территорий сегодня некоторых турецких исламистов вдохновляет идея его распространения путем мирной пропаганды – ввиду его якобы превосходства над другими мировыми религиями. Так, живущий в Германии публицист Метин Гюр, последовательный сторонник поиска путей интеграции германских турок в европейскую культурную среду, в одном из разделов книги, названном «Станут ли немцы мусульманами?», приводит высказывания некоторых турецких исламистов о том, что так оно и будет, Германия станет мусульманской страной, причем это предсказано давным-давно, еще при жизни пророка. Он пишет: «Причиной безостановочного расширения числа мечетей (в Европе) …является убежденность в том, что шариат должен господствовать над миром. Это тоже политика, борьба без оружия… Как утверждают, например, влиятельные ходжи из числа тех наших религиозных деятелей, которые живут в Германии, Германия в будущем якобы станет мусульманской страной». Автор напоминает о демонстрациях в Германии, когда «некоторые мусульманские организации в своих листовках и на плакатах открыто объявляют немецкому народу священную войну». Он приводит слова одного из германских исламистов, директора исламского архива Германии Салима Абдуллаха, опубликованные в «Милли газете» 29.09.1990 года: «Спросим сами себя – почему достигшие окраин Вены исламские войска вынуждены были затем уйти, не достигнув цели ? То, что не сумели сделать в 17 веке турецкие войска под Веной и Нюрнбергом, успешно проделали простые люди, отправившись из Анатолии зарабатывать свой хлеб. Повсюду, где появляется мусульманин с Кораном, он одерживает победу. Поэтому возвратиться в Анатолию – значит вновь исламу отступиться от западного мира».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Решающая роль Советского государства в разгроме фашизма
Решающая роль в разгроме фашистской Германии и в побе­доносном завершении второй мировой войны принадлежит Со­ветскому Союзу и его Вооруженным Силам. Эту истину не от­рицали в годы войны и многие политические и военные деятели Запада. Об этом же достаточно убедительно говорили участники юбилейных торжеств в Москве, посвященных 50-летию ...

Реставрация Стюартов
Смерть Кромвеля в 1658 г. изменила ход событий. На некоторое время власть перешла в руки его сына – Ричарда Кромвеля, не пользовавшегося ни авторитетом, ни влиянием в обществе. В 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла II (1630-1685) – сына казненного короля. В Бредской д ...

Китай в 1949-1976 годы. Личность Мао Цзэдуна
Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893г. в крестьянской семье в деревне Шаошань уезда Сянтань провинции Хунань. В детстве он посещал частную школу, осенью 1910г. поступил в Дуншаньскую начальную школу второй ступени в уезде Сянсян, а затем весной следующего года в Сянсянскую среднюю школу города Чанша провинции Хунань. В молодости Мао Цзэду ...