Исторические хроники » Характеристика завоевательной идеологии османов

Характеристика завоевательной идеологии османов
Страница 7

Обратившись вновь к венгерскому автору, мы согласимся с его тезисом о том, что возникнув почти в те же времена, что и лозунг газават, легенда «золотого яблока» «настолько глубоко вошла в турецкий фольклор, что в отдельных провинциях действовала как живая традиция вплоть до наших времен», причем суть этой идеи как пророчества «сводилась к тому, что «падишах» захватывает страну иноверных и отбирает у них «золотое яблоко»21. Первое, что необходимо отметить, – идея золотого яблока не «освящается» ссылками на ислам, это «земная», но все та же грандиозная идея захвата земель и власти у правителей могущественных держав преимущественно к западу от Анатолии, но уже без ссылок на религию. Как можно судить, лозунг золотого яблока распространился среди тюрок очень рано и у простого люда, воинов означал не что иное, как мечту о далеких плодородных землях, «зеленых кущах», «молочных реках» и «кисельных берегах». При османах уже многим туркам был знаком вещественный символ державной власти императора Византии – в Константинополе была установлена колонна с императором на коне, в его руке и была эта самая держава – шар, олицетворявший собою покоренные империей земли. Султаны стали все более воспринимать это золотое яблоко как символ вожделенной цели – завоевания империи. Оно стало не менее притягательным и для воинов султана – символизировало богатства, которыми обладает подлежащая завоеванию империя и которые должны быть захвачены ими как награда за бесконечные тяготы и потери в ходе сражений за Анатолию. Здесь, очевидно, сохраняла свою значимость и психология кочевничества, при котором необходимо постоянно заниматься поиском (и захватом) прокорма для лошадей и пищи для семьи.

Успешно реализовав эту мечту путем захвата византийской столицы, а затем разгрома самой Византии, османы все дальше и дальше переносили ее в будущее и, как считается, «золотыми яблоками» становились все новые объекты османских завоеваний, в конечном счете таковой целью стала богатая Вена, столица Священной Римской империи. Надо полагать, лозунг «даешь Вену» на историческом пике могущества османов стал весьма сильным идеологическим позывом и для султана с его окружением, и для султанского воинства, тех же янычар.

Можно легко догадаться, что когда стал иссякать наступательный порыв османов, это сопровождалось не только ослаблением духа газавата, но и вне меньшей степени угасанием мечты о новых «кущах», завоеваниях богатых и далеких городов и земель. Несомненно, прежние религиозный и мирской лозунги газавата и золотого яблока, предназначенные для империи, угасли вместе с ней. Но как уже сказано выше, «следы» газавата можно обнаружить в панисламистских грезах современных наследников средневековых гази.

Больше «повезло» лозунгу золотого яблока, его попытались сохранить пантюркисты, при этом переиначив идею золотого яблока, отведя взор от стран Запада, превратив ее в лозунг идеальной страны всех тюрок – Туран. Такую попытку предпринял Зияя Гёкальп. В 1914 г., когда Турция оказалась воюющей страной, он издал патриотический сборник стихов, озаглавив его «Кызылэльма». «Зияя Гёкальп попытался почти забытому после танзимата символу придать новый смысл. На этот раз в качестве кызылэльма вместо гибнущего, распадающегося Османского государства он предложил равнозначный идеал – Туран, символ, о котором сотни лет мечтали тюрки».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Моряк с тремя языками
В 1939 году Николай Герасимович был назначен Сталиным наркомом не только за успехи в командовании крейсером "Червона Украина", работу военным советником в республиканской Испании или руководство Тихоокеанским флотом. Молодой, высокий, красивый моряк, награжденный орденами "Знак Почета", Красной Звезды, Ленина и Красн ...

Присоединение Сибири к Русскому государству
Вопрос о характере включения Сибири в состав Русского государства и значении этого процесса для местного и русского населения давно привлекал внима­ние исследователей. Еще в середине XVIII в, историк-академик Российской Академии наук Герард Фридрих Миллер, один из участников десятилетней научной экс­педиции в Сибирском крае, познакомивш ...

«Русская правда». Закон о ростах.
Мономах спешил также благодеяниями человеко­любивого законодательства утвердить своё право на имя отца народного. Причиною Киевского мятежа, было лихоимство Евреев, вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостью денег, угнетали должников не­умеренными ростами (процентами за пользование деньгами). Мономах, желая облегчить судь­бу несос ...