Исторические хроники » Характеристика завоевательной идеологии османов

Характеристика завоевательной идеологии османов
Страница 7

Обратившись вновь к венгерскому автору, мы согласимся с его тезисом о том, что возникнув почти в те же времена, что и лозунг газават, легенда «золотого яблока» «настолько глубоко вошла в турецкий фольклор, что в отдельных провинциях действовала как живая традиция вплоть до наших времен», причем суть этой идеи как пророчества «сводилась к тому, что «падишах» захватывает страну иноверных и отбирает у них «золотое яблоко»21. Первое, что необходимо отметить, – идея золотого яблока не «освящается» ссылками на ислам, это «земная», но все та же грандиозная идея захвата земель и власти у правителей могущественных держав преимущественно к западу от Анатолии, но уже без ссылок на религию. Как можно судить, лозунг золотого яблока распространился среди тюрок очень рано и у простого люда, воинов означал не что иное, как мечту о далеких плодородных землях, «зеленых кущах», «молочных реках» и «кисельных берегах». При османах уже многим туркам был знаком вещественный символ державной власти императора Византии – в Константинополе была установлена колонна с императором на коне, в его руке и была эта самая держава – шар, олицетворявший собою покоренные империей земли. Султаны стали все более воспринимать это золотое яблоко как символ вожделенной цели – завоевания империи. Оно стало не менее притягательным и для воинов султана – символизировало богатства, которыми обладает подлежащая завоеванию империя и которые должны быть захвачены ими как награда за бесконечные тяготы и потери в ходе сражений за Анатолию. Здесь, очевидно, сохраняла свою значимость и психология кочевничества, при котором необходимо постоянно заниматься поиском (и захватом) прокорма для лошадей и пищи для семьи.

Успешно реализовав эту мечту путем захвата византийской столицы, а затем разгрома самой Византии, османы все дальше и дальше переносили ее в будущее и, как считается, «золотыми яблоками» становились все новые объекты османских завоеваний, в конечном счете таковой целью стала богатая Вена, столица Священной Римской империи. Надо полагать, лозунг «даешь Вену» на историческом пике могущества османов стал весьма сильным идеологическим позывом и для султана с его окружением, и для султанского воинства, тех же янычар.

Можно легко догадаться, что когда стал иссякать наступательный порыв османов, это сопровождалось не только ослаблением духа газавата, но и вне меньшей степени угасанием мечты о новых «кущах», завоеваниях богатых и далеких городов и земель. Несомненно, прежние религиозный и мирской лозунги газавата и золотого яблока, предназначенные для империи, угасли вместе с ней. Но как уже сказано выше, «следы» газавата можно обнаружить в панисламистских грезах современных наследников средневековых гази.

Больше «повезло» лозунгу золотого яблока, его попытались сохранить пантюркисты, при этом переиначив идею золотого яблока, отведя взор от стран Запада, превратив ее в лозунг идеальной страны всех тюрок – Туран. Такую попытку предпринял Зияя Гёкальп. В 1914 г., когда Турция оказалась воюющей страной, он издал патриотический сборник стихов, озаглавив его «Кызылэльма». «Зияя Гёкальп попытался почти забытому после танзимата символу придать новый смысл. На этот раз в качестве кызылэльма вместо гибнущего, распадающегося Османского государства он предложил равнозначный идеал – Туран, символ, о котором сотни лет мечтали тюрки».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Политические партии. Рабочее движение
Поражение на парламентских выборах 1945 ã. вызвало в рядах Консервативной партии движение за выработку новой программы, которая привлекла бы массы. Так называемые “прогрессивные консерваторы” заявляли о необходимости полной реорганизации “социальной структуры, на которой основывается партия”, “перераспределения налогообложения дл ...

Проведение реформы в 2 этапа
1) 1861-66 гг. до выстрела, уступки более либеральные преобразования. Борьба в правительственных кругах между странами больше мировых уступок и сторонников сохранения крепостнических черт в управлении (В. Н. Панин, Муравьев, В. А. Долгоруков, Гагарин) сторонники либеральных преобразований (великий князь Константин Николаевич, Милютин), ...

Падение республики
Правовой строй римской республики обладает многими совершенно своеобразными особенностями, которые являлись источником и его величия, и его слабости. Если мы окинем общим взглядом основные начала этого строя, то мы заметим следующее. 1) В области государственного права наиболее крупными особенностями отличается строение римских магистр ...