Исторические хроники » Характеристика завоевательной идеологии османов

Характеристика завоевательной идеологии османов
Страница 2

Детально анализируя этот период, академик В.А. Гордлевский считает, что при сельджукидах «внедрение» газавата в идеологию и практику освоения Анатолии отличалось «искусственным разжиганием» религиозного пыла, «на борьбу набирались часто безземельные, бездомные люди, «гази», и были то не отдельные единицы, а большие отряды – «гази Рума… Неудержимая отвага, обещавшая этой голытьбе землю, влекла их на запад; завоевания давали выход силам, клокотавшим в них… Помыслы у них были направлены на грабеж, и объявляя газават – войну против неверных, – султан желал, чтобы «людишки» его подкормились. Хроника подробно описывает добычу, захваченную у неверных, но молчит об обращении в ислам. Конечно, были и подлинные борцы за веру, о которых сложились легенды…».

Некоторые турецкие авторы убеждены в решающей роли газавата уже в те времена, считая, что миграционные потоки, сопровождавшиеся и бегством от монгольских орд, от крестоносцев, соседей, и мирным расселением, и захватом территорий, в решающей мере «снабжались» духовной пищей – воодушевлялись исламом и почетностью борьбы с врагами, – и «неверными», и своими еретиками, которых тогда в среде мусульман по определению было немалое число икоторые представляли серьезную угрозу для суннитов-огузов. Последние предпочитали выступать в сложной веренице событий на новой родине как проповедники, наследники влиятельных кругов туркестанской суннитской идеологии, превращая ее в ортодоксию – ее доктрины, очевидно, больше отвечали потребностям времени – успешного, часто отнюдь не мирного движения переселенцев в западном и юго-западном направлениях. Более жесткая, более централизованная суннитская идеология, культивируя газават, вносила организационное начало в охваченные шиизмом ближневосточные общества; позже, после наведения «внутреннего порядка» эта идеология газавата окончательно превратит боевые дружины воинов-мусульман в передовой отряд ислама в борьбе с христианством, хотя постоянное преследование шиитов в Турции, пусть завуалированное, не прекратится до наших дней.

Как считает современный автор, АвниОзгюрель, первый суннитский орден в тюркском мире после принятия ислама, Есевийе, был туркестанского происхождения. Его основатель Ахмед Есеви (?-1166) некоторое время «занимал пост шейха в Бухаре». Другой автор продолжает – «Благодаря дервишам Ахмеда Есеви Анатолия полностью поменяла свой облик. Хорасанские дервиши задолго до нас послужили этой земле, выполняя волю основателя ордена – садись на лошадь и отправляйся на запад; там, где лошадь стала, спешивайся и начинай служить. Эти дервиши-акынджы появились после того, как сила тюрок была объединена в исламе», их молитвы, произнесенные с мимберовв одну из пятниц 1071 г. призвали к единению всех тюрок. «С этими молитвами и восторгами люди вошли в Малазгирт; проявляя героизм и веру в Аллаха, поминая Кылыч Аслана и Мевляну…они вскоре овладеют Анатолией».

Как видим, уже в давние времена походов (разумеется, не только тюрок-мусульман) и завоевания территорий, применение меча освящалось божьей защитой, таким образом священной, справедливой и даже «народной» становилась государственная идеология захвата чужих земель и богатств. За победой меча следовало продолжение – не только священная обязанность защиты завоеванного уже как безусловно своего, но и необходимость новых завоеваний. Это было ничем иным, как политизацией веры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Деятельность «Секрета короля» в отношении России
Как мы уже выяснили в предыдущих частях нашего изложения, «Секрет короля» - это тайная разведывательная сеть агентов короля Людовика XV, действующих по всей Европе с 1745 по 1774 гг. В настоящей части работы мы изучим те действия, которые агенты «Секрета короля» предпринимали в России. С определённой долей вероятности можно утверждать, ...

Государство Русь при первых князьях
Киев — важнейший стратегический пункт для торговли, мгновенно превращается в главный город на Руси. Причём слово главный, в данном случае, означает не политическое главенство, а положение получателя дани. Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, Киев служил главным оборонительным форпостом с ...

«Христианский век».
Приход к власти Токугава означал также окончание контактов с Западом, которые начались в 1540-х годах с прибытием португальских купцов, которые на целое десятилетие фактически монополизировали торговлю между Китаем и Японией. Корабли португальцев привозили шелк и золото на Кюсю и доставляли серебро обратным рейсом в Аомынь (Макао). К 16 ...