Исторические хроники » Войны феодального общества » Вооруженные Силы Руси и России и их участие в войнах XIII-XVII веков

Вооруженные Силы Руси и России и их участие в войнах XIII-XVII веков
Страница 3

С середины XIII в. в духовной жизни русского общества заметно усиливаются религиозные элементы. Нашествие и иноземное иго были восприняты всеми слоями общества как несомненная и давно заслуженная кара за десятилетия непрерывного братоубийства.

При общем снижении уровня образованности в среде аристократии и военного сословия, да и всего населения северо-восточной Руси, возрастает его религиозность и, соответственно, религиозная мотивация поступков. Ушло мироощущение человека «светло-светлой и украсно украшенной» могучей, свободной и гордой Русской земли. Унижения завоевателей («злее зла честь татарская») заставили смирить гордыню рыцарской чести в прежнем ее индивидуалистическом понимании, перед ходом событий, как проявлением высшей воли и ждать своего часа. Поиски суетной «славы мира сего» заслонила общая беда.

Пройдя тяжкий путь десятилетий покаяния, духовного очищения, и искупления русский народ выносил идею «Святой Руси» — страны-общины с приматом духовного начала в жизни человека, смыслом которой стало «стяжание царства Божия» через добрые дела на земле с одной стороны и верности православию с другой; всеобщим стремлением к жизни по евангельским заветам: «Русские — суть миролюбцы ожидающие справедливости .» (Повесть о Едигее. нач. XV в.). Защита Отечества приобретала новый, более глубокий смысл.

Появление религиозного гнета и гонения на христиан в принявшей мусульманство Золотой Орде усилили в русской воинской идеологии мотив борьбы с «неверными», защиты православия. Дальнейшее пребывание под властью Орды становилось тем более нетерпимым, так как возникла реальная угроза духовной независимости народа. Угроза нашествия Мамая воспринималась в первую очередь как покушение на самое святое. Естественно, что коренным вопросом жизни общества, уже в практической плоскости, становилась священная война за веру и свободу. Именно в такой обстановке Святой преподобный Сергий Радонежский и благословил русское войско на бой. Воинский подвиг в то время как никогда ране становился подвигом веры. Победа на Куликовом поле стала подтверждением давнего убеждения в особом покровительстве Небесных Сил Русской земле.

Усиливается также мотив защиты православия и от «латинян». В этот период переосмыслялось духовное наследие Византии и Киевской Руси. Идея сохранения истинной, неповрежденной Веры Христовой, и, в этой связи, особая миссия Руси, последнего сильного православного государства, — как ее хранительницы особенно получили распространение после уклонения обессилевшей Византии в унию с католическим Римом.

Еще сильны были идеалы отдельных русских земель, подкрепленные авторитетами местных святынь. Еще готовы были многие из русских умирать за «великую тверскую свободу». Еще звучал гордый клич: «За Святую Софию и Великий Новгород!», но все больше князей, бояр и слуг отъезжало к Москве. Великий князь Владимирский и Московский уже воспринимался как тот, кому самим Богом суждено собрать Русь, как хранитель и защитник веры. Соответственно воспринималась и служба ему. Как и в далекие киевские времена служба князю становилась службой всей Русской земле — самой справедливой и истинно христианской на свете. В этом и был смысл жизни русского воина.

Основные события военной истории. Первое знакомство с военным искусством монгольских завоевателей кончилось неслыханным поражением русских войск от противника, по крайней мере вдвое уступавшего им по численности. На первый взгляд калкский разгром 1223 г. обусловлен субъективными причинами: легкомыслием и честолюбием возглавлявшего авангард Мстислава Удалого, его вопиющим пренебрежением к организации разведки, несогласованностью действий отдельных частей из-за отсутствия единого командования, высокомерной недооценкой противника всеми участниками. Но все они -лишь следствия одной общей причины.

Войско эпохи зрелого феодализма, расколотое не столько распрями амбициозных вождей сколько центробежными силами развития древнерусской государственности, столкнулось с монолитной варварской силой, сплоченной немыслимо жестокой дисциплиной, вооруженной новой тактикой, доведенной до совершенства в бесчисленных победоносных походах, в ее родной, степной стихии. Исход борьбы был очевиден.

Тактика русского войска. Летописные сведения данного периода не сообщают почти никаких сведений такого рода. Они предельно кратки, так как летописцы вымарывали любые сведения о вооруженном сопротивлении, способные скомпрометировать русских князей в глазах завоевателей.

Известно, что на первый бой с монголами рязанские князья, как обычно, выступили в степь. Сражение отличалось упорством — «насилу одолели их полки татарские». В битве под Коломной владимиро-суздальское войско придерживалось своей обычной тактики. Пехота стояла за надолбами, а конница маневрировала в поле, была смята и «притиснута» к надолбам, где убили одного из князей. Длительное движение от Москвы к Владимиру косвенно свидетельствует о том, что завоевателям пришлось преодолевать засеки в лесах. Этот же традиционный способ пассивной обороны обязательно должны были применять и новгородцы на Валдае, преграждая «Селегерский путь». Лагерь на р. Сить также имел полевые укрепления, следы которых существовали еще недавно. К этому можно добавить лишь содержащийся в «Повести о Евпатии Коловрате» пример партизанских действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8